06:00, 28 июня 2002 года

В попрошайки – по принуждению

В прошлую субботу в Кисловодске, возле Нарзанной галереи, ко мне обратилась старушка – седенькая, в белом платочке, в допотопной, но чистенькой кофте:

– У меня умер сыночек, а похоронить не на что. Помогите, чем можете.

Такая обреченность слышалась в ее голосе, такая мука сквозила во взгляде, что я тут же полез в карман за мелочью...

Поскольку знакомые, с которыми условился здесь встретиться, запаздывали, присел на скамейку. Смотрю, "моя" старушка со своим тихим лепетом подошла к одному, другому, третьему... Где-то через полчаса со стороны Курортного бульвара появился весьма недурно одетый мужчина, кивком указал старушке на тротуар в сторонке. Там, в тени деревьев, они деловито переговорили, старушка что-то сунула ему в руку и, преобразившись в божий одуванчик, вновь выплыла на свет...

Времена сейчас тяжелые, жестокие. Сколько людей, еще недавно вполне благополучных, оказались в отчаянной нужде! Иные из них, сглотнув унижение, вышли на улицу с протянутой рукой. Но на этой подлинной человеческой трагедии паразитирует целый сонм проходимцев. От конченых забулдыг до расчетливых профессионалов вроде "моей" старушки. Хуже того, в этот промысел взрослые стали вовлекать детей. Как правило, им это сходит с рук – уж очень трудно доказать преступный умысел, из-за чего статья 151 УК РФ слывет "нерабочей". Но на днях впервые за последние годы она "выстрелила": за принуждение несовершеннолетней к попрошайничеству Пятигорский городской суд приговорил 44-летнего Геннадия Г. к двум с половиной годам строгого режима, а его сожительницу – 41-летнюю Наталью Б. – к году общего.

За свои неполные 14 лет Света К. (имена изменены. – Н.Б.) хлебнула лиха вдосталь. Как рассказывает девочка, в Благодарном у них был свой домик. Но мама сошлась с дядей Сережей. Жили недолго, однако тот умудрился переоформить дом на себя. Дал им немного денег и выгнал.

Подались в Минеральные Воды. Здесь мать запила по-черному. Как в калейдоскопе, менялись квартиры, сожители, собутыльники. Последним их прибежищем в Минеральных Водах была полуразвалившаяся мазанка неподалеку от железнодорожной ветки на Кисловодск. Хозяин – лежачий старик – смрад вокруг распространял невыносимый. Светиной маме уже было все равно, а девочку выворачивало. В это время Света и познакомилась с Натальей Б.

В родной Челябинской области та бросила на произвол судьбы двух детей школьного возраста и прикатила в поисках счастья на Кавминводы. Сменила несколько сожителей, несколько углов. И вот, в очередной раз оставшись без крыши над головой, забрела на Пятигорский автовокзал, где и заприметила рыженькую девчушку: уж больно ловко та просила подаяние.

– Я девочку получила в наследство, – заявила на суде Наталья Б.

Как ни кощунственно это звучит, но по сути так оно и было. В июне прошлого года безнадежно больную мать Светы привезли в больницу, где она и умерла. Наталья Б. к тому времени уже плотно осела у Светы в Минеральных Водах: какая-никакая, а крыша над головой. Но главное, как быстро смекнула Наталья, имея такую подопечную, как Света, можно жить припеваючи. Ухватился за эту идею и новый сожитель Натальи, трижды судимый Геннадий Г. Так для Светы началась тревожная жизнь профессиональной попрошайки.

Выяснилось: Геннадий Г. – даром что пьяница и дебошир – не лишен организаторских способностей. Он разработал четкую схему: два-три дня Света побиралась в электричках от Минеральных Вод до Георгиевска, день-два – на пресловутой минераловодской "стометровке" и автовокзалах. Затем на Кисловодской ветке – от третьего километра до Лермонтовской.

Сообща сочинили легенду: бедная сиротка, у которой на руках беспомощная слепая бабушка и больше ни одной родной души на всем белом свете. В исполнении худенькой бледной Светочки легенда действовала безотказно. За день юная попрошайка "зарабатывала" до 300-400 рублей. Все это время Геннадий и Наталья держались где-нибудь неподалеку: страховали на случай, если кто-нибудь попытается "бомбануть" девчонку. А главное, таким образом приструнивали Свету: мол, не вздумай выкинуть фортель – мы с тебя глаз не спускаем.

Несколько раз девочка пыталась бунтовать, отказывалась идти попрошайничать, но что стоило двум взрослым матерым пройдохам сломить сопротивление запуганного ребенка. Если очень упрямилась, Геннадий и Наталья пускали в ход тяжелую артиллерию: ты нам чужая, будешь перечить – сдадим в детский дом. А уж о тех издевательствах, каким подвергают там ребят, они загодя Свете все уши прожужжали.

Так бы и жили – не тужили за спиной ребенка два пропойцы, не встань на их пути старший инспектор отдела профилактики правонарушений несовершеннолетних ЛОВД на станции "Пятигорск" Наталья Арутюнян.

Со Светой Наталья Михайловна столкнулась еще три года назад: увидела, как девочка побиралась на автовокзале возле аэропорта Минеральные Воды. Задержала, побеседовала. Но, поскольку это была не ее территория, передала ребенка для дальнейшего разбирательства сотрудникам Минераловодского УВД. И вот осенью прошлого года они встретились вновь, на этот раз в электричке.

– Девочка вошла в вагон, стала попрошайничать. Тут увидела меня, сразу узнала, – вспоминает Наталья Михайловна. – Повернулась и давай бежать через весь поезд. Я за ней. В последнем вагоне девочка устроила спектакль: стала плакать, кричать, что я ее преследую, что она ничего плохого не делает – просто едет в поезде со своей крестной. Сердобольные граждане, хотя я и представилась как работник милиции, меня оттеснили.

Однажды Н. Арутюнян своими глазами видела, как "сладкая парочка" после очередного "удачного" рейса закатилась в буфет на станции Ессентуки. Да и их соседи в ходе следствия показывали: Геннадий и Наталья пили практически каждый день, хотя ни тот, ни другая нигде не работали.

Развязка наступила 13 января. Милицейский наряд сообщил по рации, что в электропоезде находится странная семейка: девочка попрошайничает, родители – без документов. Н. Арутюнян встретила поезд на станции Пятигорск. Так и есть – старые знакомые. Но на этот раз их под белы ручки крепко держали милиционеры.

Свету сначала определили в центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, а затем – в Розовский детский дом. К своему величайшему изумлению, девочка убедилась: все, что рассказывали ей Геннадий Г. и Наталья Б., – вранье. Никто здесь над детьми не издевается. Тепло, светло, сытно. Впервые в жизни у Светы появились друзья, ее научили писать, читать, возили экскурсии. И девочка преобразилась: стала веселой, общительной, поняла, кто ей на самом деле хочет добра. Я видел, как расплылось в улыбке лицо Светы, когда в здании суда она увидела Н. Арутюнян, как благодарно прильнула к ней.

* * *

Приговор Геннадию Г. и Наталье Б. суд вынес аккурат перед началом плановой операции МВД "Попрошайка". Как говорится, умеющий слушать – да услышит...

«В попрошайки – по принуждению»
Газета «Ставропольская правда»
28 июня 2002 года