06:00, 22 июня 2002 года

Наставник... И тридцать два орла

В этом году в Ставропольском Центре образования, который по привычке все еще называют вечерним лицеем, выпускается экспериментальный "мужской" класс. Классный руководитель выпускников Николай Семенович Моисеев своих ребят зовет "орлами"...

Каким-то естественным образом этот человек соединяет в себе те самые качества, которые до сих пор не соединяются в нашей жизни - приверженность к порядку и свободе. В российской реальности одно стремится избежать другое, в итоге же получаем слабую экономику, уголовный беспредел и т.д. Впечатление "неожиданного человека" усиливали его рост, стать, славянское обаяние и на хорошо сидящем пиджаке орден "За службу Родине в вооруженных силах". Еще, кстати, важный штрих: великолепно звучащая речь интеллигента...

Николай Семенович Моисеев, в недавнем прошлом кадровый военный, а в настоящем – преподаватель нескольких общественных дисциплин в Ставропольском Центре образования (бывшем вечернем лицее). Не будь неких обстоятельств, возможно, Николай Моисеев работал бы в другом месте. Обстоятельство первое: здесь существует так называемый "класс коррекции", в котором собраны ученики, по сути дела, отторгнутые дневной школой. В вечернем лицее этих ребят ставят на ноги.

Вторая причина – раздельное обучение в лицее мальчиков и девочек. В коррекционном классе Николай Семенович работает воспитателем, в мужском – классным руководителем. Теперь попробуем увидеть нашу жизнь глазами человека, для которого она – рабочий материал его профессии. Вспомним, как часто, то ли заклиная, то ли проклиная, мы возмущаемся: "Какая ужасная теперь молодежь!". Не понимаем, что это приговор "ужасным взрослым"? Но Николай Семенович знает определенно: трудный подросток – лишь следствие, восставшее против причины. Безотцовщины, низкого достатка и предательства взрослых, которые не могут договориться, что считать плохим, а что хорошим.

Между тем, в армии, которой отдано почти 28 лет, Николай Семенович приобрел славу "зубра" по борьбе с дедовщиной, не было у него также ни одного случая самострела или дезертирства. Что ж, школе повезло. В России теперь мирная жизнь такова, что армейский опыт может оказаться спасительным... "В мужской класс, – вспоминает Алла Тимофеевна Орехова, – я привела своего внука Мишу. Ни школа, ни семья с ним не справились. Но что там творилось – крик, шум, мат, настоящий зверинец! Тогда я еще не представляла, что пройдет время, и Николай Семенович заменит многим отца, спасет этих детей..." "Что же вы сделали с этими холериками?" – безмерно удивлялась психолог, проводившая повторное тестирование учеников. А сделал Николай Семенович почти невозможное – изменил их. Но как? В смешанных классах, наблюдал он, лидерами становятся девочки. Они лучше учатся, социально активнее, и интеллект их тоже выше. Мальчики же стесняются даже руку тянуть, они почему-то думают, что хорошо учиться – совсем не мужское дело. Николаю Семеновичу, который ни разу в жизни не был разочарован своим сыном, грамотным молодым врачом, такая ситуация казалась ненормальной: "Я понимал, что у современных девочек раньше сформировался имидж самостоятельной деловой женщины. Подростки же мальчики, особенно в провинции, застряли на образе, откровенно неактуальном: "Я - крутой", и соответствующих ценностях: ларек, джип, качалка"... Однако Николая Семеновича в принципе не устраивало какое-либо вообще оправдание этой ситуации. Он хотел, чтобы его воспитанники изначально осознали собственную ответственность и приняли вызов XXI века: "Я – мужчина".

"Когда наши дети увидели, что, изменив характер, они могут изменить и траекторию своей судьбы, они превратились в его единомышленников". Эти доводы в нашем телефонном разговоре привел заместитель начальника паспортного отдела Промышленного РОВД, председатель родительского комитета класса Михаил Михайлович Семенов.

Но вообще, как всякий профессионал, Николай Семенович действует системно и технологично. Понимает, что реальная свобода – не что иное, как хорошо организованный порядок. Прекрасно зная педагогический коллектив, в мужской класс он набрал команду здешних учителей-"звезд". Замечательно, кстати, то, что лицей эту возможность классному руководителю предоставил. Кроме всех необходимых достоинств, их отличало принципиальное согласие признать равенство в правах учителя и ученика. Учитель имеет право дать образование, а ученик – его получить, и это означает цепочку определенных взаимообязательств. Вторым и тоже решающим событием стал удачный выбор старосты класса – его лидера. Критерий избрания - чтобы парень не стеснялся учиться. Из четырех кандидатов победил Миша Романов, тот трудный мальчик, которого бабушка определила в лицей. Миша, бурно переживавший тогда уход из семьи отца, был буквально на грани срыва, но мужской класс отдал предпочтение его интеллекту и знаниям. Третий – создание союза: школа – ученик - семья. "Пока молодой человек не понимает, что он живет со взрослыми в одном мире, пока обнаруживает свою трусость перед общими испытаниями, он – дезертир своей жизни", – вот слова Моисеева. Это был не ультиматум, скорее – договор о сотрудничестве, до выпуска оставалось всего два года...

Что еще включала в себя "формула успеха"?

К преподаванию "Всеобщей истории" и "Истории Отечества" Николай Моисеев добавил ряд спецкурсов, которые самостоятельно разработал и блестяще, под аплодисменты, защитил в Ставропольском краевом институте повышения квалификации работников образования... Так он заговорил со своими учениками на языке самой жизни. Как, используя свои права, грамотно жить в современном мире? Создать жизнеспособную семью? Выжить в армии? Не уронить честь фамилии, города, страны?

Признаем, успех воспитания определяют личные качества воспитателя – его внутренняя честность и дар личного участия в судьбе ученика, а их у Н. Моисеева за восемь лет работы в лицее уже сотни. На мой вопрос о его символе педагогической веры Николай Семенович ответил коротко: "Три "Д": доброта, доверие, долготерпение"...

...Антон Сухенко целый год обманывал мать, пропуская уроки в дневной школе. Теперь его случай называют "феноменом Антона" – ни одной тройки, мечтает служить, закончить высшую школу МВД... Другого подростка Ваню нашли в свое время на автозаправочной станции. Определили в коррекционный класс. А недавно к своему бывшему воспитателю пришел взволнованный студент ставропольского агроуниверситета Иван Сергеев с двумя букетами цветов и подарочной книгой, в которой Николай Семенович обнаружил тронувшую его надпись: "Строгому и заботливому, как Ермолов..." Генерал Алексей Ермолов – один из любимых героев Николая Моисеева.

... Два года уже прошло. Из 32-х выпускников мужского класса пятеро мечтают стать офицерами, шестеро – работать в милиции, восемь будут поступать в университет. А вот Саша Лиманский и Антон Ломоносов мечтают пройти армейскую службу в составе 76-й Псковской дивизии ВДВ в той самой 6-й роте, в которой служил Герой России Владислав Духин. Напомним, что он погиб в бою с Хаттабом, а прежде закончил ставропольский вечерний лицей...

... И все-таки никуда не деться было от мысли, что это, к сожалению, "островная ситуация". Николай Семенович понял с полуслова. "Да, сегодня российская школа работает в откровенном противодействии молодежных и электронных СМИ. У детей создается впечатление, что жизнь – бесконечный рекламный ролик. Идет необъявленная борьба за молодых. Те силы, которые завоюют молодежь, определят наше будущее..." Но были у него и слова надежды. "Из 32 моих орлов, – сказал Николай Семенович, – только девять живут в полной семье, остальным пришлось труднее. Я им благодарен".

«Наставник... И тридцать два орла»
Газета «Ставропольская правда»
22 июня 2002 года