Сегодня в Ставрополе открывается становящийся традиционным ежегодный фестиваль "Молодые художники Северного Кавказа. Искусство фотографии". Его организаторами выступили министерства культуры России и Ставропольского края, Госцентр современного искусства (Москва), Союзы художников, дизайнеров, фотографов, ряд учебных заведений края. Но главным "виновником" этого, безусловно, важного события в культурной жизни региона выступает Ставропольский краевой музей изобразительного искусства, на базе которого и пройдут основные экспозиции и другие фестивальные акции. Потому мы и попросили рассказать о фестивале директора музея З. БЕЛУЮ.

– Зоя Александровна, идея проведения регулярных творческих "смотров", естественно, привлекательна и благородна, но в то же время эта работа и весьма трудоемка. Тем не менее вы уже третий год успешно ее реализуете. Каковым ожидается нынешний фестиваль, что нового он нам готовит?

– Основная наша цель – посмотреть творческие силы молодых художников региона, возраст участников сознательно ограничен 35 годами. Не секрет, что сегодня Союзы художников в регионах стареют, мало в них вливается свежих сил, то ли достойных не находится, то ли некому работать с молодежью. Наш фестиваль дает возможность этой категории показать себя достаточно широкой аудитории, увидеть, как работают сверстники в соседних республиках, краях и областях. Причем, в этот раз мы пригласили и наиболее одаренных студентов художественных училищ с изначально поставленной задачей раскрыть весь их творческий потенциал, независимо от профессиональной специализации. К примеру, краевое училище дизайна (Пятигорск), хотя и готовит специалистов этого направления, на фестивале представлено достаточно интересными акварелями. И это хорошо – пусть ребята раскрывают себя, не замыкаются в узких рамках. Ибо они, чем бы ни занимались, в первую очередь должны быть художниками, обладающими необходимым классическим образованием – знанием рисунка, композиции, цветоделения... К тому же и условия нынешние зачастую сводят интерес молодых к узкой сфере рекламного бизнеса – там платят. Вот и уходят не реализовавшие себя талантливые живописцы в "хлебное", но далеко не всегда творческое дело.

Новая примета фестиваля – раздел художественной фотографии, которая сегодня чрезвычайно популярна, вон сколько самых разных фотобиеннале проводится.

– Тут, наверное, сказывается и резкий технический скачок в фотоделе, произошедший буквально на наших глазах и открывающий перед художником едва ли не безграничные возможности для творческого поиска.

– Разумеется, не зря же многие художники уходят от мольберта к фотоаппарату. Таким образом, стараемся соответствовать своему времени, хотя, судя по представленным работам, а их свыше 700, ударной силой остается все-таки живопись. Так, очень хорошо показана на фестивале Ростовская область, где предварительно провели свою выставку молодых художников, отобрали на ней лучшие работы, в том числе очень сильные – студенческие, разнопланового характера. Там явно успешно работают с творческой молодежью. Традиционно солидно выглядит и Осетия, каждый раз демонстрируя и хорошую школу, и национально-культурную индивидуальность. Дагестан представлен галереей современного искусства, Кабардино-Балкария – совершенно замечательными гобеленами, весьма редким по нынешним временам жанром.

– Любопытно узнать, как выглядит на общем фоне ставропольская молодежь и насколько присущ фестивалю элемент творческой состязательности.

– При том, что фестиваль является в прежде всего своеобразной учебой, – в его рамках предусмотрены и обязательный разбор экспозиций, и консультации искусствоведов, и занятия по секциям, – состязательная часть, конечно, тоже имеет место. Оргкомитетом утверждено 15 дипломов в номинациях живопись, графика, фотография, дизайн-объект и прикладное искусство, студенческая работа. Очень хочется, чтобы начинающие художники ощутили себя творческими людьми, а не ремесленниками, выполняющими салонные заказы. Кстати, в фестивальных экспозициях безусловно выделяются прежде всего те работы, глядя на которые понимаешь: это сделано не на продажу. Пусть там что-то бывает непонятно, что-то – неудачно, но это – настоящее творчество, где автор – индивидуальность.

Если говорить о ставропольцах, то среди новых кураторов молодежи приятно удивил музей "Домик Лермонтова", открывший недавно свой выставочный зал в усадьбе Алябьева. Там объединилась группа творческой молодежи во главе с Ольгой Алексеенко, и сразу художественная жизнь Кавминвод как бы обрела новое дыхание.

– Среди учредителей фестиваля – российское Министерство культуры. Какова его роль в организационной работе?

– Если говорить о финансовой составляющей, то одна из главных. Потому что бюджеты краев и республик в большинстве своем сегодня практически не дают средств на крупные выставочные акции. Вот на массовые гулянья и фейерверки находят... А ведь, казалось бы, это – реальная поддержка профессионального искусства, талантливой молодежи. Задача, по-моему, не только творческая, но и политическая. Музей же пытается расширить рамки своей ответственности: помимо непосредственно музейных задач по хранению и формированию художественных коллекций, мы видим для себя необходимым изучение истории художественного процесса в регионе и непосредственное участие в этой ис-тории. Вот почему вкладываем свои заработанные деньги в такие акции. И не только деньги, конечно, но и все силы и способности, вплоть до того, что наши сотрудники не только собирают и оформляют экспозиции, но даже организуют питание гостей...

– Тогда вопрос – а зачем вам все это надо?

– Этот вопрос я задаю себе каждый день и никак не могу на него ответить. Да, наверное, можно было бы сидеть и тихо радоваться тому, что уже создано, так сказать, ждать пенсии, не напрягаясь... А мы ищем забот на свою голову. Впрочем, не мы одни, слава богу. У нас, например, есть надежные добровольные помощники из Ставропольского клуба графических дизайнеров "PARTYсимпозиум", благодаря их усилиям нынешний фестиваль обрел свою изюминку в лице приглашенного к участию известного московского арт-критика В. Кричевского. Он не только выступил в нашей программе, но еще и поспособствовал расширению круга участников 20 дизайнерами из Голландии: их работы получены нами через интернет и в рамках фестиваля будут демонстрироваться с помощью компьютера.

Впервые будут у нас и представители московского государственного центра современного искусства. Его художественный руководитель Леонид Бажанов везет нам коллекцию работ молодых авторов, работающих в самых модных сегодня направлениях, что наверняка будет интересно провинции. Как и личность самого Бажанова, которого называют комиссаром современного российского искусства на знаменитом Венецианском биеннале. О своих творческих поисках расскажут и гости из Академии современного искусства Санкт-Петербурга.

– Получается, обе наши столицы вдруг повернулись лицом к провинции.

– Это сегодня даже модно – повернуться лицом к регионам, только вот сами регионы к этому мало готовы. В столицах художникам явно стало тесно, они там уже всего "наелись" и понимают, что настало время раздвигать творческое пространство, где-то черпать новые силы. Умный творческий человек готов ехать куда угодно – за новыми впечатлениями. Москвичам и питерцам уже мало салонов и продаж, хочется живого общения. Причем и Москва к себе приглашает, например, можно в Третьяковке хоть завтра организовать выставку ставропольских художников, вопрос – на какие деньги? Правда, краснодарские коллеги нашли средства...

А соседи по региону охотно едут в Ставрополь, потому что это и географически удобно. Не говоря уже о возможностях общения, выхода из узкого круга своих галерей. Мы же делаем это в первую очередь для обогащения творческой среды нашего края.

* * *

Итак, сегодня на массовом поле парка "Центральный" ставропольцы смогут увидеть десятки самых разных молодых талантов со всех уголков Северного Кавказа, гостей из Москвы и Питера, посмотреть выступления молодежных коллективов, понаблюдать за необычным конкурсом детского рисунка, а потом бесплатно посетить музей (будут и другие сюрпризы). Кстати, часть фестивальных экспозиций разместилась в залах недавно присоединенного к музею здания, в котором пока приостановлен ремонт по все тем же финансовым причинам, так что работы молодых фотографов и дизайнеров закреплены прямо на неоштукатуренных стенах. Выглядит насколько экзотично, настолько же и грустно. Увы, для музейщиков это сегодня едва ли не крайнее средство хоть так привлечь внимание властей. Может быть, и неудобно перед гостями да соседями представать в таком обличье, а что делать?

Наталья БЫКОВА

Их ждет Третьяковка, а пока... / Газета «Ставропольская правда» / 21 июня 2002 г.