С тем днем покончили мы счеты?
Черные июньские дни 1995 года, когда на Буденновск напали басаевские бандиты, оставили особый след в сердцах и памяти тысяч горожан, оказавшихся в центре разыгравшейся трагедии. Даже спустя семь лет она свидетельствует о себе многочисленными воспоминаниями очевидцев и слезами людей, потерявших родных и близких. Сегодня мир со всей серьезностью относится к проблеме терроризма, но именно буденновцам выпала печальная участь стать первыми жертвами столь масштабной кровавой драмы.
Многие из террористов уже осуждены или погибли в боях с федеральными войсками, но тогда, 14 июня, стрельба и взрывы на городских улицах, рев самолетов просто не воспринимались как нечто реальное. Да и кто мог предположить, что в одночасье мирный город может стать полем боя?
Надо сказать, что горожане в своем большинстве не очень любят касаться темы нападения на Буденновск вооруженной до зубов банды чеченских боевиков. И тому, на мой взгляд, есть вполне объяснимые причины. После всего пережитого люди не хотят бередить душу воспоминаниями и вновь рвать сердце увиденными в те дни страшными картинами лежащих на улицах трупов, расстрелянных автомашин, напуганных детей, обезумевших заложников в окнах больницы. Пять суток томительного ожидания освобождения, боязнь услышать весть о смерти или ранении кого-то из родных и, наконец, триумфальный отъезд боевиков – наложили свой отпечаток на психику горожан, и потому даже напоминание о тех страшных днях многим дается очень и очень нелегко.
Всего один пример. Уже сколько лет прошло, но живущая на улице Кирова Раиса Скурко там, даже и слышать не хочет о ТОМ, остановившемся для нее времени. Глядя на ее абсолютно седую голову, можно только представить, что пришлось пережить этой доброй, по-русски красивой женщине. Уже к вечеру 14 июня она знала, что в заложниках оказались ее сын и дочь. Окончательно добило ее известие о ранении внука-милиционера. Четверо суток она не прикасалась к пище, умоляя Бога, чтобы спас ее близких. Судьба оказалась к ней милостивой, все остались живы, вернулись домой. Внук Славка награжден орденом Мужества. И это пример только одной семьи, а сколько их сегодня в Буденновске, где чей-то рассказ может привести к нервному срыву.
Сегодня о буденновских событиях известно многое. Хронологически нападение чеченцев на город расписано почти поминутно. Но даже спустя семь лет, о многом приходится узнавать впервые. Главный врач "скорой помощи" Анатолий Глямшин рассказывает, как во взаимодействии со спецслужбами его сотрудникам удалось спасти десятки заложников. Как только машина "скорой помощи" подъезжала к больнице, чтобы забрать раненых, внимание боевиков на несколько минут отвлекалось и в нее успевали запрыгнуть 8-10 человек, выносивших носилки с ранеными. А как здорово помог спецслужбам заведующий больничным гаражом Юрий Васильев! Под рукой у него оказалась рация, и он, наблюдая за боевиками, мог передавать необходимую и ценную информацию об их действиях и перемещениях. При штурме больницы Ю. Васильев погиб. О многом интересном мог бы рассказать и сотрудник милиции Н., который под дулами автоматов боевиков выносил погибшего "альфовца", но считает, что о конкретных деталях говорить еще рано. Ведь не исключено, что о некоторых тайных пружинах, давших толчок буденновской трагедии, нам еще предстоит узнать.
Сегодня Буденновск плачет, скорбит по погибшим. Десятки букетов лягут к местам, где пролилась кровь невинных людей. Июнь 1995-го не может быть забыт, он должен служить напоминанием всем о том, какую угрозу таит терроризм.
Наша справка: за шесть суток в Буденновске были убиты 129 человек, более 400 получили ранения, 18 из них впоследствии умерли. В городе были полностью и частично разрушено более 160 муниципальных зданий и частных домов. Нынче 10 арестованных в разное время членов банды Басаева уже приговорены судом к длительным срокам лишения свободы. Сейчас на Ставрополье проходит суд еще над пятью басаевскими террористами.
14 июня 2002 года