У России будет много дней
Родина... Из миллионов человеческих судеб складывается ее история, тысячей дат и событий минувших дней обусловлено ее будущее. Что держит нас здесь, таких разных, непохожих, сентиментальных и прагматичных, без царя в голове, но с широкой душой, вечно смеющихся сквозь слезы?
Патриотизм? Футбольный матч на стадионе с триколором в руке? Смелость оставаться на этой земле вечно вопреки социальным обстоятельствам? Баррикады у "Белого дома"? Хмельная слеза от "Прощания славянки"? Проводы в армию и скорая похоронка на сына, поехавшего наводить конституционный порядок? Отказ от "ножек Буша"? Гагарин? Могила прадеда со свежевыкрашенным под Пасху крестом? Этот ряд каждый может продолжить по-своему. Для нас сегодняшних, одной ногой стоящих в новом веке, он выглядит так. У отцов и дедов он свой, а наши дети выстроят его по-новому. Разные правды разных поколений одного народа. Но все мы – плоть от плоти России. Наша страна оттого и наша, что, как и мы, вечно из огня да в полымя.
Завтра мы отмечаем День России. У России много дней. Много дней было, есть и будет. Сегодняшний особенный – лишь формально. Для того чтобы быть народом, не нужны декларации. Мы – российский народ. И у нас это право не отнимет никто, не придумано такого законодательного акта, который бы регламентировал человеческую самоидентификацию, и нет в мире того оружия, которое смогло бы переубедить нас в этом.
Нас много, и мы по-прежнему будем здесь, пускай даже вопреки здравому смыслу. И пока каждый из миллионов будет жить здесь, будет жить и Россия. Наша Россия.
Мы долго думали, о чем можно сказать своим соотечественникам в день официального государственного праздника. О независимости? Но даже спустя 12 лет после провозглашения Декларации о суверенитете, мы не поднимаем каждое утро на крылечке национальный флаг и не успели выучить слова нового гимна. О национальной идее? Но даже официальный государственный заказ – сформулировать ее – до сих пор не реализован. Не потому, что ее нет. Она есть. Есть в душе у каждого. Вот только как рассказать о том, что словами выразить трудно, почти невозможно? Мы решили, что лучше всего об этом скажут сами люди, не в парадных интервью по случаю праздника, а в простых письмах – к близким и родным. Таких писем много в запасниках Ставропольского краеведческого музея. Мы взяли лишь несколько из них, написанных в разные годы, по разным поводам. В них нет плакатного пафоса, но есть, на наш взгляд, то самое главное, что делает нас россиянами, а по большому счету – русскими в глазах всех иностранцев...
11 июня 2002 года