06:00, 11 июня 2002 года

Проигрыш обернулся погромом

Минувшее воскресенье у нас в стране ждали, без преувеличения миллионы и миллионы. Причем, как настоящих футбольных болельщиков, так и просто желавших российского триумфа. Маловато у нас побед в последнее время. Обидно! Вон, даже триумф фигуристов на льду завистники ухитрились обгадить, придумали второй комплект золотых медалей.

Увы, не получилось победного ликования. Российская футбольная команда, выиграв стартовый матч у тунисцев, не смогла превозмочь юрких японцев, глупо пропустила мяч в свои ворота почти в начале второго тайма и отквитать его не смогла. Были реальные шансы, были, что уж тут говорить. Даже пенальти мы бы смогли пробить, если бы немецкий судья углядел грубейшее нарушение правил в нашей штрафной площадке, когда игрока российской команды просто схватили за плечи и не дали закончить атаку.

Впрочем, это слабое утешение. Игра, на мой не самый просвещенный в футболе взгляд, нашей команде не удалась. Нет сомнения, японцы - довольно сильные игроки, французские тренеры тут постарались на славу. Но ведь и мы – не последние в футбольном мире! Да, на трибунах стадиона царили японские болельщики, поддерживавшие соотечественников. Но в отдельные моменты сквозь шум пробивался хор и русских голосов. Не помогло. Телевизионный рекламный призыв "Забей гол Японии!" превратился в издевку.

Конечно, далеко еще не все потеряно, надежда не умерла. И если сделать правильные выводы из случившегося, собраться и выложиться до конца, положение можно будет исправить. По крайней мере, в это очень хочется верить.

Московским городским властям выводы из случившегося после печального проигрыша делать придется обязательно. Все произошло по смыслу черномырдинской фразы: "Хотели как лучше, а получилось как всегда".

И действительно, хотели как лучше: установили на Манежной площади несколько больших экранов, чтобы футбольные фанаты могли наблюдать за игрой, так сказать, на свежем воздухе. То, что началось после забитого в наши ворота гола и продолжалось потом походило на настоящие уличные бои времен "студенческого бунта" в Париже или экономического кризиса в Буэнос-Айресе. Орда молодых людей, подогретых изрядным количеством пива, сначала устраивала потасовки между собой, а затем обратили свою ярость на окружающий мир. Перед игрой японское посольство предупреждало своих сотрудников и соотечественников о том, что не стоит появляться на столичных улицах в этот день. И, как думается, предупреждение было вызвано не только возможным выигрышем команды страны Восходящего Солнца, но и случившимися совсем недавно экстремистскими вылазками определенной части московской молодежи против иностранцев, особенно азиатов. Но японцы – они же любознательные, все им хочется посмотреть. В результате буйствующие молодчики все же нескольких любопытных отловили и избили.

А больше всего пострадали милиционеры, находившиеся в то время на площади и прилегающих улицах. Количество их, несмотря на "авторитетные" заявления милицейских начальников было явно недостаточным. Дикая ярость толпы обрушилась на этих парней. Их били ногами, бутылками, ножами... И одного убили. Он скончался спустя несколько часов после того, как все закончилось.

Толпа громила витрины магазинов, швыряла камни в окна домов, переворачивала и крушила оказавшиеся поблизости автомобили. Многие подростки пришли на площадь с фальшфейерами – праздновать победу. Теперь эти факелы полетели через разбитые стекла внутрь автомобильных салонов и те запылали. Черный дым клубами поднимался над разгромленной и замусоренной площадью. Не обошлось без мародерства: из разбитых витрин и автомобилей тащили все, что можно. Только спустя какое-то время прибыла милицейская подмога и рассеяла беснующихся подростков.

Политики тут же завопили о выступлениях скинхедов и провокации, имевшей цель дестабилизировать обстановку. На мой взгляд, все гораздо проще и одновременно – сложнее. Ни при чем здесь межнациональные отношения, да и футбол по большому счету – ни при чем. Молодежь всегда ищет выхода бурлящей энергии. И если общество не может предоставить этой энергии достойное приложение, она принимает такие вот уродливые формы. Наше общество в последние годы резко разделилось на богатых и бедных. Есть еще средний класс, но это так, незначительная прослойка. Вряд ли в беснующейся на Манежной площади толпе были детки банкиров и заводчиков. В центре столицы собрались парни с окраин, из хрущоб. Они же и составляют большинство футбольных фанатов, громящих стадионы и сталкивающихся в кровавых побоищах с соперниками из других группировок. Они же с воплем "Бей черных!" громят рынки. Так что не надо в случившемся с пеной у рта искать политическую подоплеку. Нужно думать, как быть с молодежью, чем ее увлечь, чем отвлечь от алкоголя, наркотиков и бесконтрольного выплеска того звериного, что кроется в глубине молодых душ.

Глубинка в этом отношении гораздо спокойнее. В Ставрополе по сводкам УВД никаких чрезвычайных происшествий, связанных с футбольным проигрышем в воскресенье зарегистрировано не было, волны японофобии не возникло. Если в Москве, все же разгромили один подвернувшийся японский ресторанчик, то ставропольский "Кампай" работал себе как обычно. Наблюдалось на улицах несколько увеличенное количество пьяных горюющих болельщиков. Но по утверждению свидетелей, горемык милиция особенно не трогала, отправляла домой – проспаться.

Футбольная лихорадка еще не закончилась. В четверг Россия играет с Бельгией. Будем надеяться, что в этот день все закончится нашей победой и радостными мирными фанатами.

В. СИДОРОВ
«Проигрыш обернулся погромом»
Газета «Ставропольская правда»
11 июня 2002 года