А был ли стольник?
Замечательная эта история началась 6 июня утром.
Неотложные дела не вписались в мое утреннее расписание, и на работу пришлось добираться на "частнике". Мило треплясь с дедом-водителем и с удовольствием раскуривая первую утреннюю сигарету, мы добрались до угла улиц Доваторцев – Шпаковская.
Идиллию нарушил жезл гаишника. С возгласом: "Ребята, что дед нарушил?" пенсионер, кряхтя, выбрался из "Волги". Меня рабочая труба звала так, что – плюнув на все принципы – я представилась: "Валентина Лезвина, "Ставропольская правда", опаздываю на работу".
– Сейчас поедете, – успокоил меня молоденький гаишник.
Прав оказался пацан. Мы поехали ровно через полторы минуты. Этого оказалось достаточно, чтобы изъять у деда 100 рублей за отсутствие лицензии. Я, как могла, утешала его:
– Ну что ж вы, дедуля, так неосторожно? Все мои знакомые, как только посадят пассажира, пипочку с шашечками снимают.
Дед сокрушенно пожимал плечами: не догадался, мол.
– А квитанция? – неосторожно поинтересовалась я.
Дед посмотрел на меня как на ненормальную: "Взрослая, дочка, в газете работаешь. А над старым человеком издеваешься".
Раскаялась: за полторы минуты никакую квитанцию не заполнишь.
Добравшись до родной редакции, стала я "разборки" чинить. Благо номера обеих машин, участвовавших в рейде по проверке лицензии, записала. К чести сотрудников ГИБДД, они оказались ни при чем: их дело маленькое – машину остановить и подвести "клиента" к авто, в котором находились, по нашим данным, сотрудники транспортной инспекции и инспекции налоговой. Именно там и исчез дедов стольник.
Адвокат Виктор Трусов, к которому мы обратились за консультацией, констатировал, что ситуация "гиблая". Доказать факт взятки при таких обстоятельствах фактически невозможно. На его взгляд, я в качестве автора материала "нарвусь" на неприятности от названных ведомств.
Что же касается других "жертв", попавших в подобную ситуацию, совет адвоката однозначен: никогда не давать никому никаких денег. И в любом случае требовать оформления протокола, квитанции или иных документов. При отсутствии бумаг, фиксирующих процессуальные действия представителей тех или иных структур, обжаловать их действия невозможно.
С номерами машин, участвовавших в этом утреннем мани-шоу, отдел безопасности "Ставропольской правды" готов ознакомить всех заинтересованных лиц. Дедуля в принципе не возражает, чтобы ему вернули его стольник.
11 июня 2002 года