Чернолесская трагедия: кто в очереди за приговором?
Как уже сообщала "СП", Новоселицкий райсуд вынес обвинительный приговор по уголовному делу ранее отстраненных от должности главы Новоселицкой райгосадминистрации А. Нагаева, руководителя ЖКХ Ф. Каньшина и главсанврача И. Гурьева. Сроки, правда, невеликие, да и наказание – условное, не связанное с лишением свободы, однако многие наблюдатели до последнего не верили, что приговор будет обвинительным: уж слишком большие начальники оказались на скамье подсудимых. Им инкриминировалось халатное отношение к своим должностным обязанностям (а И. Гурьеву вменялось еще и нарушение "санитарной" статьи УК РФ), в результате чего с 27 февраля по 15 марта 2001 года в селе Чернолесском заразились дизентерией более 500 человек. Случай – вопиющий, о каковых в России давно не слышали. Поэтому он и не мог пройти мимо прокуратуры, возбудившей уголовное дело. Процесс длился четыре месяца, и наша газета не единожды обращалась к этой теме.
Сегодня мне хотелось бы поделиться своими впечатлениями от последнего дня заседания, когда был вынесен приговор. Перед судьей Ю. Ивановым стояла нелегкая задача – оценить доказательную базу, представленную гособвинением, аргументы подсудимых и их адвокатов, показания сотен свидетелей, изучить горы документов.
Версия подсудимых о том, что люди заразились дизентерией в результате террористического акта, не нашла своего подтверждения. Было доказано – с привлечением разных экспертов, – что всему виной дряхлый водопровод: местами он был "порван", резервуары давно не очищались и не имели ограждения, хлораторная не работала. И эту воду люди пили! Вернее вынуждены были пить, потому что другой не было.
И. Гурьев и Ф. Каньшин пытались "перевести" стрелки на главу А. Нагаева: мол, мы ему докладывали, что люди пьют техническую воду, что надо принимать меры. Однако они сами обладали достаточными полномочиями, чтобы не довести дело до беды. В конце концов, главсанврач мог "закрыть" водовод, оштрафовать виновных.
В свою очередь А. Нагаев "показывал пальцем" на главу муниципального образования Темнолесское. Но "водяная" служба, находилась на балансе ЖКХ, возглавляемого Ф. Каньшиным, и следовательно – в ведении Новоселицкой райгосадминистрации.
Самый главный аргумент, приводимый обвиняемыми, состоял в том, что на ремонт водовода нужны были большие деньги, которыми райгосадминистрация не располагала. Однако и этот довод был опровергнут: Александровский водоканал, который уже после происшествия взял на свой баланс "водяную" службу Чернолесского, затратил на первичные мероприятия по ограждению зоны резервуаров, их очистке, устранению порывов водопровода и восстановлению хлораторной 258 тысяч рублей. Между тем следствием было доказано, что районные власти располагали куда большими средствами – свыше 2 млн. рублей, ушедшими на более "приятные" нужды – например, на покупку автомобилей и домовладения...
На оглашении приговора присутствовали многие свидетели из числа потерпевших, которых, конечно, интересовало, сколько "дадут" подсудимым, но в большей степени их волновала судьба исков – о возмещении материального вреда. Ведь люди тратились на лекарства, продукты и т. д.
Однако в рамках уголовного процесса суд иски удовлетворять не стал. (Оно и понятно: многие пострадавшие не знали, как собирать "доказательную базу" – чеки, билеты, показания свидетелей и т. д.). Судья разъяснил, что потерпевшие имеют право на возмещение материального и морального вреда в порядке гражданского судопроизводства. Необходимую помощь в подготовке исков согласился оказать прокурор района В. Щербаков.
Любопытно, что Ф. Каньшин, отстраненный от должности руководителя ЖКХ, за время судебного процесса успел найти новую работу... начальника (!) теплосетей Новоселицкого района. Теперь он уже не поит, а греет граждан. Как – не знаем, радует лишь то, что в горячих трубах дизентерия "не живет"...
Нет сомнений, что все трое осужденных чиновников обратятся с кассационной жалобой в вышестоящую судебную инстанцию. Каким будет решение кассационной коллегии, мы обязательно сообщим. Однако уже сегодня можно говорить о том, что своим, можно сказать, историческим приговором Новоселицкий суд создал прецедент, весьма неприятный для многих руководителей районов и муниципальных образований. Дело в том, что в десятках населенных пунктов края ситуация с водоснабжением похожа на ту, что имелась в Чернолесском. Правда, там, слава богу, пока не дошло до вспышки дизентерии или другой заразы. Не счесть сел и деревень, где люди пьют воду, не соответствующую санитарным нормам и правилам. Это так называемая техническая вода, пригодная, например, для полива огорода.
Без сомнения, приговор Новоселицкого райсуда заставит крепко задуматься тех начальников, которые предпочитают тратить казенные деньги не на здоровье людей и благоустройство сел и городов, а на приобретение дорогих служебных автомобилей, домовладений и прочих благ.
Также по теме:
• Сколько стоит Чернолесская трагедия
8 июня 2002 года