За что боролись?..
Выставка
В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств в эти дни работает большая выставка живописи, графики и скульптуры "Сельские мотивы".
Наш аграрный край, несомненно, заслуживает внимания художников, и в разное время они по-разному отражали реалии жизни села. На выставке представлены картины мастеров нескольких поколений. Разнообразные по манере исполнения, написанные с различным настроением, они дают скромную, но все же обстоятельную картину жизни сельского Ставрополья. Здесь мы увидим и поэтические пейзажи пригородов Ставрополя в графических листах И. Девишева, В. Андросова, и пастели Е. Плетнева из Невинномысска, и графические работы кавминводских художников В. Глодова, А. Гайдина. Выполненные в композиционной завершенности хорошего рисунка.
Экспозицию обогащают также работы уже умерших корифеев ставропольского искусства и вообще зоны Юга – В. Чемсо, П. Горбаня. Первый представлен красивейшим по цвету пейзажем с изображением хлебного поля, второй – жанровой сценкой "Вечер", представляющей беседующих на лавочке женщин. Пожалуй, это одни из лучших полотен выставки.
Но вот взгляд останавливается на работах, написанных в традициях социалистического реализма, требовавшего от своих последователей серьезной драматической основы в бытовом жанре, серьезного осмысления изображаемых персонажей, психологической оправданности поведения героев. И сразу выделяется какое-то другое качество работ. В чем его суть? Очень просто: это рассказы о людях, о Человеке. Вот на картине Н. Качинского приехавший на побывку солдат играет возле забора на гармони, рядом с ним две молодые доярки. Сценка проникнута лиризмом, мягкой эмоциональностью. Ах, как лихо играет парень, ах, как мечтательно смотрят вдаль девчата... Здесь все продумано. Здесь есть настроение момента, правда жизни, правда о человеческих отношениях.
На картине Г. Кузнецова изображен момент посещения Н. Хрущевым ставропольчан на селе. Радостно встречают колхозники члена правительства. А почему бы и нет? Разве не отменил он налоги хлеборобам, разве не вывел горожан из коммуналок и не поселил в отдельных, пусть и не лучших, квартирах, разве, наконец, не было так называемой хрущевской весны? Мы помним ее расплывчатую романтику голубых городов, великолепное песенное творчество, разговоры о поэзии, бардовские песни, мечты об авангардных формах искусства...
У живописи есть одно странное качество – чем она старше, тем она милее зрителю. Вот картина Л. Папандопуло "Полдень". Доярки отдыхают возле бидонов с молоком. Их лица проникнуты легкой усталостью после смены, солнце бликует на белых халатах. Возникает светлое, радостное чувство, приходят воспоминания о временах, когда людей уважали за труд, каким бы тяжелым и неблагодарным он не был. Такой же светлой радостью проникнута картина Н. Шаулова "Лето". Дети закатываются от смеха, обливая друг друга водой из реки. Сколько веселья, смеха, счастья.
В 60-е годы мы боролись против мертвенных схем социалистического реализма, какие баталии проходили на выставкомах, в кабинетах чиновников от искусства! Нам непременно нужно было новое искусство и желательно прозападническое, нам нужен был русский авангард во всей ее красе. А вот прошло время, и авангард... приелся. Надоели квадратики и прямоугольнички, псевдоавангардная мазня и отсутствие рисунка, надоела ничего не говорящая ни уму, ни сердцу "загадочность". Глаз истосковался по хорошей живописи, по продуманному сюжету, по хорошему рисунку, просто-напросто хочется увидеть в искусстве живого человека с его повседневным бытом, политическими, историческими событиями в обществе. Где бытовой жанр? Где исторический? Где батальное полотно? Исчезли с перестройкой. Остались лишь расплывчатый лиризм, неопределенная меланхолия, поднадоевший декоративизм и много-много салонной живописи, предназначенной для украшения буржуазной квартиры.
Вот поэтому хочется еще и еще раз смотреть на странные, немного наивные, немного смешные соцреалистические картины 50-60-х годов, которые, ходят слухи, стали охотно раскупать иностранцы как образцы русского реалистического искусства середины ХХ столетия. Вот так! Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Вода течет, и времена меняются, но не выплеснули ли мы вместе с соцреализмом и реализм - основную традиционную ценность русского изобразительного искусства?
4 июня 2002 года

Около 250 школьников в Пятигорске читали хором стихотворение Пушкина «Клеветникам России»
Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества

Вышли на новый уровень диагностики

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты
