06:00, 22 мая 2002 года

Быть, а не казаться

Состоялось заседание координационного совета по вопросам развития туризма в Ставропольском крае, прошедшее под руководством первого заместителя председателя правительства края – министра экономического развития и торговли В. Гаевского.

Не секрет, что туристическая отрасль края давно отстает в развитии. В прошлом году только санаторный бизнес и дал прибавку в три процента, почему было решено сделать его отправной точкой в концепции оживления ставропольского туризма. Кстати, об оживлении. Первые шаги в этом направлении уже пройдены: лицензию на осуществление турагентской деятельности в общей сложности получили 59 фирм, образовавшие костяк официального туризма. С так называемыми однодневками сейчас активно борются и, кажется, успешно.

Обозначить туризм как приоритетную отрасль экономики края нетрудно, а вот сделать его высокодоходным очень сложно, несмотря на то, что вроде бы условия для развития всех без исключения видов отдыха есть. Уникальное литературно-историческое наследие – это благоприятный "климат" для расцвета туризма познавательного, точно так же, как Крепостная гора и Татарское городище – почти готовые объекты археологического. А охота – чем не ключевая завлекаловка? Как было сказано на заседании, московские туроператоры в качестве изюминки готовят на Ставрополье царскую конную охоту с борзыми собаками и ловчими птицами. А мы, выходит, упускаем такие возможности.

...Концепцию развития туризма представил президент Ассоциации туризма в Ставропольском крае Г. Ефремов с оговоркой, что все замечания и предложения будут обязательно рассмотрены и при необходимости учтены при доработке документа.

Больше половины посетителей кавминводских санаториев – жители Юга России. И это неумолимая статистика всех последних лет. Почему к нам упорно не едут из других регионов? Потому, что мы не менее упорно завышаем цены на путевки, причем до такой степени, что здоровый человек за такие деньги просто не поедет. Если сравнить стоимость недельной путевки в Турцию и в одно из краевых лечебно-оздоровительных учреждений, то окажется, что последняя на 30 долларов дороже.

Выход есть. Во-первых, нужно снизить цену до приемлемой и начать раскручивать сформировавшийся бренд КМВ, придать, если угодно, новое ускорение старому "механизму". Второй и главный акцент надо делать на прорывные технологии, другими словами, в туризме предстоит вы-брать лишь самые перспективные направления, чтобы как можно скорее получить отдачу. Все это потребует колоссальных средств, которые появятся после того, как программа действий будет расписана по шагам, в том числе финансовым, и получит добро.

Что касается резервов, они у ставропольского туризма велики. По некоторым оценкам, если постараться, можно приблизиться к уровню Кубани, где доля туризма в общем объеме услуг составляет 30 процентов. Пока же радостным событием можно считать появление "Туристического паспорта Ставрополья". В этом многостраничном труде, по словам руководителя группы его создателей, директора туристической фирмы "Блаза-Тур" Х. Глоова, есть описание более тысячи объектов, начиная от рельефа и заканчивая краткими экономическими характеристиками нашего благодатного края. Паспорт будет издан в ближайшее время.

«Быть, а не казаться»
Газета «Ставропольская правда»
22 мая 2002 года