Cиндром толпы
В среду в Ставрополе в абонентском отделе Промышленного района (ул. Фроленко, 18) ОАО "Ставропольгоргаз" произошел инцидент: большая очередь, ожидавшая приема специалистов службы по вопросам оплаты за газ, едва не растерзала женщину. Последствиями происшедшего для жертвы скандала стали стресс, исцарапанные руки и шея. Так для нее закончилась попытка исполнить свои должностные обязанности...
Елена Стременюк – социальный работник, на плечах которой лежит забота о 12 беспомощных, пожилых людях. В этот день она пришла в газовую службу, чтобы оплатить за них коммунальную услугу. Внушительная очередь у дверей необходимого ей кабинета не оставляла сомнений, что ждать своего часа ей здесь придется долго. Однако российский закон и постановление главы города Ставрополя позволяли Елене обслужиться в газовом хозяйстве вне очереди. Тем не менее как человек милосердный и порядочный она просто не могла не уважить стоявших в очереди, ведь среди них было немало людей преклонного возраста. Когда прошло более двух часов, стало ясно, что до обеденного перерыва покончить с газовыми делами Стременюк не удастся, и если так, то у нее не останется времени, чтобы исполнить другие поручения ее клиентов.
– Я показала людям свое служебное удостоверение и объявление о внеочередном обслуживании соцработников, – рассказывает Елена. - Объяснила, что пришла не по личным вопросам, а потому, что мои клиенты сами уже сюда прийти не могут, они еле передвигаются по квартире. Извинилась и хотела зайти в кабинет, но двери передо мной всем телом закрыл мужчина лет шестидесяти. Очередь начала кричать: мол, мы тут больше вашего просидели и все тут больные и пожилые.
Дальше сработал синдром толпы: Елену начали оттаскивать от двери с воплями и угрозами, "часовой" на дверях старался больше всех. В итоге, буквально прорвавшись в кабинет с окровавленным пальцем и потрепанными нервами, женщина просто расплакалась...
А что же сотрудники горгаза? Как они отреагировали на случившееся?
Говорят, не слышали того, что происходило за дверями, и лишь когда соцработник уже зашла к ним, кто-то из специалистов объяснил людям, что она имеет право обслуживаться вне очереди...
Скорее всего здесь, похоже, просто решили не ввязываться в конфликт.
Людмила Дунаева, заведующая отделением социальной помощи Ставропольского центра медико-социального обслуживания населения, того самого, в котором работает пострадавшая, в беседе с корреспондентом "СП", прямо сказала, что произошедший случай – это только один эпизод из каждодневной борьбы социальных работников за свои, государством данные права. Во многих учреждениях 170 социальных работников, обслуживающие 1700 больных и немощных ставропольцев, сталкиваются именно с таким приемом – агрессией толпы и равнодушием сотрудников этих организаций.
– Мы разделяем чувства людей, подолгу ожидающих приема, но ведь физически не можем тратить время на очереди. Когда же мы в таком случае принесем хлеб или лекарство старику? – добавляет к сказанному заведующая. – А как понять различные службы? Неужели им трудно выделить для нас определенные часы и один раз в неделю принимать только наших специалистов?
Работники коммунальных и прочих служб, конечно, не милиционеры, чтобы драки разнимать, но за порядок и соблюдение законов в своих конторах не они ли должны отвечать? И не их ли это прокол, что люди, в том числе и пожилые, томятся в многочасовых очередях, теряя остатки терпения и превращаясь в злыдней.
18 мая 2002 года