06:00, 15 мая 2002 года

Елена Бережная: "На слово "Канада" алергии нет"

Каждый год наша прославленная землячка, воспитанница Невинномысской школы фигурного катания Елена Бережная выкраивает недельку-другую и приезжает в родной город, где живут ее родственники. В этот раз причина визита была более чем важной: маме Лены, Татьяне Ивановне, исполнилось 50 лет. С Аленой (так называют Елену Бережную ее близкие) я беседовал в уютном кафе "Аксель". Это кафе чемпионка помогла открыть своим родственникам летом прошлого года.

В свои двадцать четыре года наша землячка, перенесшая несколько лет назад тяжелейшую травму (первое время Лена не то что кататься, говорить не могла), – обладательница множества престижнейших титулов. Она серебряный призер Олимпийских игр 1998 года, двукратная чемпионка мира, победитель Игр доброй воли, чемпионка Европы... И, конечно, у всех еще на памяти "золото" Елены Бережной и Антона Сихарулидзе, завоеванное ими в Солт-Лейк-Сити.

С олимпийской темы мы и начали наш разговор.

– Лена, наверное, не ошибусь, если скажу, что скандал с вручением второго олимпийского "золота" вашим соперникам - канадским фигуристам Джейми Сале и Дэвиду Пеллетье – забудется нескоро. На эту тему даже анекдотов уже придумано немало. Как сейчас, по истечении времени, вы смотрите на все произошедшее?

– Спокойно. Все это стало уже историей. Ничего ведь не изменишь. Я считаю, то, что случилось, – проблемы канадцев, не наши. Мы пошли на повторное награждение, так как медали снова вручали и нам, а не только канадцам. Поэтому думаю, что мы поступили правильно. Вообще-то, у меня сейчас на слово "Канада" никакой аллергии нет.

– Хорошо. Но, согласись, тот скандал, как ни странно, именно канадцам был очень выгоден. Они, как говорится, "раскрутились". Не зря ведь сразу ушли в профессионалы, почувствовав, что нужно известность свою конвертировать в доллары.

– С этим можно согласиться. Вообще после олимпиад появляются новые лица, новые звезды, чемпионы, потому и заключаются всевозможные контракты с ними, в том числе и рекламные.

-Тебе, кстати, предлагали сняться в рекламе?

– Да. Я рекламирую сок и дезодорант. Какие? Это скоро сами телезрители увидят.

– Вы с Антоном на два года уходите из любительского спорта. Почему?

– Во-первых, хотим отдохнуть от тренировок, многочисленных соревнований. Конечно, коньки на гвоздь не повесим, но нам будет полегче. Примем участие в различных ледовых шоу, которых в ближайшее время в США будет проходить немало. Нужно подготовить новую программу. Между прочим, в коммерческих выступлениях можно делать те элементы, которые в "любителях" просто запрещены. Там и то нельзя, и сё... В сентябре начнем подготовку к "Stars on Ice". Этот тур в Америке продлится с середины декабря по апрель 2003 года. Но нам нужно будет еще выступить на одном-двух этапах мировой серии Гран-при, чтобы иметь возможность вернуться в любительский спорт. Жить мы будем в Питере и станем ездить в США, так сказать, на гастроли, на полгода. Постоянного жилья, как раньше, в Америке у нас не будет, так как придется быть все время в разъездах. С нашим тренером Тамарой Москвиной мы как работали, так и работаем, но у нее теперь работа станет больше менеджерской.

– А кто, по твоему мнению, сможет заменить вас с Антоном на тех же чемпионатах Европы, мира?

– Ну, у нас немало талантливых фигуристов. Думаю, "выяснять отношения" на льду в наше отсутствие будут пары Мария Петрова - Алексей Тихонов и Татьяна Тотьмянина – Максим Маринин.

– Возвращаясь к последней Олимпиаде: действительно наших спортсменов засуживали?

– Было такое впечатление. Но дело еще и вот в чем: пока судить будут соревнования не компьютеры и роботы, а люди, никто ни от чего не застрахован. Сейчас, к примеру, в фигурном катании будут вводить новые правила судейства. После Солт-Лейк-Сити просто иного выхода не было. Может, что-то и получится. Но судить опять же будут люди, не роботы. Кому-то нравится одно, кому-то другое... Мнения будут разные, будут споры, скандалы. Тем более в фигурном катании – это ведь и спорт, и искусство одновременно.

– Мы с тобой разговариваем в кафе "Аксель". Чья была идея его открыть?

– Моя. Но название придумала мама. Это она захотела, чтобы кафе как-то с фигурным катанием связано было. Но "Аксель" спортивным кафе не назовешь. Есть вообще-то идея что-то вроде спортивного бара открыть, где и названия блюд, напитков, коктейлей будут связаны с тем же фигурным катанием...

– Действительно, блюдо "двойной аксель" звучит неплохо. Я вот о чем еще хотел спросить. Не первый год каток, где ты сделала в пять лет первые шаги на льду, переоборудован под автостоянку. То есть Невинномысская школа фигурного катания вот уже восемь лет как приказала долго жить. В последнее время раздаются голоса: давайте восстановим каток.

– Есть задумка основать фонд для восстановления катка. Я об этом говорила с заинтересованными людьми. Конечно, деньги нужны огромные. Так что идея есть, а вот как ее реализовать... Все это очень сложно. Повторюсь, если все делать хорошо, а по-иному и смысла нет что-то затевать, то деньги нужны очень большие...

– В последний раз мы встречались с тобой год назад. Тогда ты обмолвилась, что американская компания CBS начала снимать телефильм о вас с Антоном. И яркой точкой в нем должна стать Олимпиада-2002.

– Да, еще до Олимпиады этот фильм в США показали. Его последняя версия еще не выходила. А точка, учитывая все скандалы, действительно будет яркой. Вообще-то открою вам секрет: мне совершенно неожиданно поступило предложение сняться в художественном фильме. Детали раскрывать нельзя, потому что это пока только предложение. Скажу только, что проект этот международный – с нашими режиссерами и американскими актерами, причем известными. Самое интересное, что сюжет фильма к фигурному катанию не имеет ни малейшего отношения...

– Ты, насколько я знаю, дружишь со многими российскими актерами?

– Да, с Александром Домогаровым, Александром Балуевым, Амалией Мордвиновой, Дмитрием Харатьяном и многими другими. Сама удивляюсь: почему-то именно с актерами меня судьба сводит. Кстати, никакой звездности в них нет: очень приятные, милые люди. Я и раньше наши фильмы любила, а теперь и подавно. Ну как их не смотреть, если там твои знакомые снимаются? А из американских лент мне нравятся те, что в США называют "фильмами хорошего настроения": комедии-мелодрамы со счастливым концом.

– А о других своих увлечениях можешь рассказать?

– Музыку тоже в основном нашу люблю. Например, нравится очень последний альбом "Любэ". Вообще-то все слушаю: после попсы на рок могу переключиться, например, на Владимира Кузьмина. Люблю рисовать - карандашом, маслом. Это меня медом не корми. Из литературы на стихи налегаю. Речь у меня немножечко страдает, потому специально заставляю себя хорошо говорить. Заучиваю тексты наизусть и потом проговариваю – это хорошо помогает.

– Время бежит быстро. И четыре года пролетят незаметно. От чего зависит ваше возможное участие в Олимпиаде-2006?

– Факторов много. Как будем себя чувствовать, что будет твориться в мире фигурного катания... Скоро ведь уже новое поколение фигуристов о себе заявит. Розовые очки заранее надевать не стоит. Но если увидим, что сможем побороться за самые высокие места, то обязательно выйдем на олимпийский лед...

«Елена Бережная: "На слово "Канада" алергии нет"»
Газета «Ставропольская правда»
15 мая 2002 года