06:00, 7 мая 2002 года

"Наив", которому место в музее

Живет в Ставрополе военный пенсионер и самодеятельный художник Даниил Тимофеевич Куценко. Сам он себя с горькой иронией называет "одиноким волком, воющим зимней ночью на луну". Одиночество пришло в 1997 г. со смертью любимой жены и подруги. А творчество началось в 1957 году, незадолго до выхода на пенсию. До этого Даниил Тимофеевич служил в ВВС – сначала боевым летчиком, потом инструктором, заместителем командира полка по тактике и воздушному бою. Пережил страшную авиакатастрофу, в которой случайно, по воле Бога, как говорят верующие люди, спасся, раскрыв парашют на минимально допустимой высоте от земли.

Даниил Тимофеевич по характеру непоседа. После выхода на пенсию в 1960 году занимался строительством, капитальными ремонтами. И писал свои картины, иногда забавные, иногда серьезные. Есть у него и бытовые сценки с анекдотическим сюжетом "Любовники", "После Сочи не сплю я ночи...", и народная мифология "Русалка и водяной", и просто пейзажи запомнившихся ему мест – Швейцарии, Крыма, и вымышленные.

Изюминку его творчества составляют сюжетные символические картины "Рай и Ад", "Перестройка", "Хуторок в горах", "Экология планеты". Выполненные с неплохим знанием законов рисунка и живописи, они представляют сложные рассказы о нашей действительности. Самодеятельный художник как бы рассказывает нам современную историю: вот М. Горбачев "заваривает кашу" перестройки. Мужчина, сидя на высоком дереве, рубит сук, на котором сидит. Вот взлетает в небо атомный гриб, летят самолеты, засоряются реки, с гор в баньку поступает чистая вода. Все это наивно, просто и... непросто. Почему-то настоящие профессиональные художники избегают сейчас серьезных тем в искусстве, пишут красивые вещи "ни о чем", а самодеятельный художник, пользуясь тем малым арсеналом, который достался ему после трех курсов архитектурного факультета в Харькове, старается открыть глаза людям на важные исторические темы. Картины Даниила Тимофеевича добрые, с искоркой юмора, написаны добросовестно, старательно, с большой любовью. Он болеет о нас, нашей планете, о нашей стране с ее перестройками, с ее замутненными реками, с ее незадачливыми политическими деятелями.

Наверное, музею изобразительных искусств неплохо было бы иметь в своих фондах столь яркие образчики так называемого "наивного искусства". Но, увы, нет возможности закупить работы оригинального самоучки. Может быть, отыщется спонсор-меценат. Ведь Даниил Тимофеевич не только "рядовой солдат искусства", но еще и солдат Великой Отечественной.

С. БАРЕР, искусствовед
«"Наив", которому место в музее»
Газета «Ставропольская правда»
7 мая 2002 года