06:00, 7 мая 2002 года

Когда тебя зовут на баррикады, спроси, кому это выгодно

В Пятигорске 26 апреля прошло собрание руководителей армянских национально-культурных обществ и автономий края, на которое был приглашен начальник отдела по вопросам национальностей и взаимодействию с общественными и религиозными организациями краевого совета безопасности В. Шнюков.

В работе совещания приняли участие В. Погосян, возглавляющий краевую ассоциацию и Ставропольскую городскую общину, В. Галустов и А. Жахов из Кисловодска, П. Мкртичян, А. Сагиев из Буденновска, Ю. Закиян и Г. Арапетян из Георгиевска, М. Аветисян из Железноводска, редактор газеты "Армянский вестник", выходящей в Пятигорске, Ю. Асадов и другие. Заместитель председателя Пятигорской национально-культурной автономии Г. Сафаров выступил в роли основного докладчика.

Собрание было посвящено анализу событий 19-20 апреля. В благополучном в вопросах межнационального согласия Пятигорске они грянули как гром с ясного неба: подогретые публикациями в центральных СМИ о готовящихся выступлениях "скинхедов" и местными слухами об убийствах и изнасилованиях, якобы совершенных "бритоголовыми", представители целого ряда национальностей решили опередить своих противников и дать отпор возможной угрозе. В результате их "защита своих домов и семей" сама по себе стала нарушением закона и в перспективе могла угрожать порядку и добрососедским отношениям.

Об этом говорит хотя бы тот факт, что уже день спустя в поселке Горячеводском собрался казачий сход, который резко осудил случившееся и обратился с резолюцией своего собрания к руководителям национальных диаспор города. А ведь где "скинхеды" и где казаки? И рядом не стояли! Но казаки, как, в общем-то, и большинство представителей славянских национальностей, тоже забеспокоились о защите "своих семей и домов".

Сам ход событий различными их участниками описывается по-разному, что, в общем-то, типично для подобных ситуаций. Но если коротко и с коррективами, которые вносили в их летопись участники совещания, то после недельного брожения слухов и ожидания высадки в Пятигорске "десанта" бритоголовых из других городов накануне дня рождения Гитлера кто-то запустил финальную "фишку": "Убили наших женщин!". И в городе стихийно, но в то же время на редкость организованно – мобильные телефоны ныне в большом ходу – стали собираться большие группы молодежи. Часть из них на автомобилях двинулась колоннами по городу – они были замечены на въезде в Пятигорск, у железнодорожного и автовокзалов – искали "скинхедов".

Теперь представители армянских диаспор упрекают ряд СМИ в том, что все эти события были названы армянскими, и говорят о том, что у средней школы № 18, расположенной в районе Горы Пост – места компактного проживания большого числа пятигорских армян, - собрались и русские, и осетины, и кабардинцы, и греки, и представители других национальностей. Другая поправка, которую они вносят, – в газетах писали, что собралось 100-200 человек, участники этих событий утверждают, что их было гораздо больше.

В тот же день неизвестные злоумышленники (назовем их так) перевернули автомобиль "Форд-Скорпио", принадлежащий жителю города, который, по его словам, является не членом РНЕ, а активистом общины древнеславянских верований "Дети Перуна". На машине был наклеен знак солнцеворота, который трансформировался в нацистской Германии во всем известную свастику.

По поводу этого знака и идеологии РНЕ сейчас говорить не будем. Это отдельная большая тема, на ниве которой с чьей-то подачи щедро порезвились центральные СМИ.

В эти же дни сторонников этой идеологии искали и в Ставрополе, но не отряды возбужденной молодежи (обошлось без этого, слава богу!), а специалисты совета безопасности, объехавшие буквально весь краевой центр. Злополучных "скинхедов", разумеется, не нашли, но то, что подобная волна страхов возникла одновременно сразу в двух городах, и то, что слухи об убийствах и насилии были по своей структуре похожи друг на друга как две капли воды, активно распространялись в вузах и так далее, позволяет предположить, что у этой масштабной провокации один и тот же автор. Вот только чья рука водила этим пером, с которого вот-вот могла начать капать кровь невинных людей? И если считать это именно провокацией, то у нее могут быть две цели – возбуждение межнациональной розни как базовая дестабилизация ситуации и как четко прослеживаемый результат - антиреклама Кавминвод, которая может в очередной раз больно ударить по экономике городов-курортов.

Об этом говорил на собрании руководителей армянских диаспор В. Шнюков. Но, как оказалось, доказывать собравшимся тот факт, что у славян и армян, двух народов, исповедующих христианскую религию и вот уже немало веков живущих в согласии, нет причин для конфликта, не пришлось. Об этом говорили сами участники собрания. Они подчеркивали, что русские и армяне вместе были вынуждены покидать Чечню и Баку, и выражали обеспокоенность демографической ситуацией - русское население в нашем крае если и прирастает, то только переселенцами из других мест.

Армянская диаспора в крае глубоко интегрирована в хозяйственную жизнь, имеет в ней свои определенные экономические "ниши". Возможно, свои коррективы внесет грядущая перепись населения, но, по ныне имеющимся данным, армяне являются второй по численности этнической группой на Ставрополье после русских. Руководители Пятигорской армянской диаспоры, многие ее авторитетные люди в тревожные апрельские дни своими выступлениями, общением с молодежью сыграли благотворную роль в назревавшем конфликте, пытаясь остудить разгоревшиеся страсти.

Так что же получается? Невольно возникает печальная мысль: мы все, христиане и мусульмане, славяне и кавказские народы, живем в каком-то подсознательном страхе, который готов выплеснуться наружу в определенной ситуации, и сами же страдаем от этих страхов, особенно когда ими начинают манипулировать...

Делать это тем более легко, что в среде мигрантов, осевших на Ставрополье, тысячи людей, переживших ужасы Карабаха, погромы в Баку, бегство из Чечни, и как говорят порой сами армяне, память о геноциде у них в крови... Более того, как показывают социологические опросы, проведенные в крае по заказу правительства СК, высока "конфликтная готовность" населения в целом, немало опрошенных отмечают, что взаимоотношения между людьми различных национальностей характеризуются "скрытой или явной неприязнью", почти треть опрошенных считает, что интересы отдельных групп населения ущемляются, то есть картина складывается тревожная.

Как сообщает УВД Пятигорска, сотрудниками уголовного розыска продолжается проверка причастности к инциденту людей, задержанных 19 апреля. Возбуждено уголовное дело по факту умышленного повреждения имущества. 30 апреля прокурор Пятигорска Г. Гехфенбаум провел совещание с руководителями национально-культурных общин, казачества, администрации города и представителями силовых структур Пятигорска и региона Кавминвод. Присутствовали и руководители религиозной организации "Дети Перуна". На совещании было подчеркнуто, что общая для всех задача – не допустить межнациональной розни в городе. Казаки Пятигорска, как уже говорилось, приняли свое обращение, призвав к миру, но только к тому миру, что строится на основе закона и соблюдения морали. На совещании было решено подготовить и опубликовать в печати совместное обращение национально-культурных автономий и общин, казачества и общественных организаций к жителям Пятигорска.

Виктория ТРИСКО
«Когда тебя зовут на баррикады, спроси, кому это выгодно»
Газета «Ставропольская правда»
7 мая 2002 года