06:00, 4 мая 2002 года

Батальоны не просят огня...

На эту войну уезжают обыденно. Без пафосных слов, без особой суеты. Привыкли. Хотя что может быть парадоксальнее сочетания "командировка на войну"?.. Не очень дальняя, замечу, командировка. Война – она совсем рядом: несколько десятков километров от административной границы Ставрополья. И вот она, эта странная - вторая чеченская – война, которую в Москве лживо и бесстыдно назвали "контртеррористической операцией". Ставропольчанам в этой войне, на мой взгляд, выпало самое трудное: и чаще, чем другим, бывать в военных командировках. И – в силу ранее уже полученного опыта – "расхлебывать" то, что другим не по силам.

...Об этой войне написано много. Но кто поручится, что все написанное и показанное на телеэкране и есть та самая полная правда войны? Не ждите ее и в этом материале. Это всего лишь короткие заметки о людях этой войны и ее сегодняшнем дне...

Расставание

Собираются перед отъездом, как всегда, во дворе отряда милиции особого назначения. Здесь традиционно формируется колонна, которая пойдет в Чечню. К бойцам ОМОНа, их путь лежит на Грозный, подтягиваются милиционеры патрульно-постовой службы, которым предстоит охранять порядок и обеспечивать безопасность села Новотерского Наурского района.

У ворот – предотъездные сутолока и суета. Несмотря на поздний час, здесь родители, жены, дети. Слова-наставления, слова-расставания... Здесь не прощаются, а говорят "до свидания!". Здесь не бывает слез. Это плохая примета. Провожают весело. Так принято. Только потом, когда машины скроются из виду, будут слезы. Но те, кто уехал на войну, их уже не увидят.

Из той же серии – построение на плацу, проверка готовности отряда. Никакой помпезности и суеты. Никаких торжественных речей, без которых еще несколько лет не обходилась ни одна отправка отряда. Привыкли. К тому, что командировки на войну – не исключение, а правило. Привыкли к тому, что это просто работа. Единственная особенность нынешней командировки – ее срок.

Оба отряда оставляют семьи и Ставрополье на полгода. Дай Бог ума тому, кто настоял на введении этого срока, и дай Бог мудрости тем, кто это предложение утвердил. Потому что, судя по всему, совести - простой человеческой – у них нет. Иначе бы не отрывали отцов, мужей и детей от семей на долгие 180 суток. Слишком дорогой ценой оборачиваются эти сутки для ребят, их родных и близких. Начавшаяся недавно дискуссия о возвращении к прежнему, трехмесячному сроку, для нынешнего состава отряда уже ничего не решает. Впрочем, сами бойцы относятся ко всему стоически: переживем и это.

Колонна

Еще раз проверена вся экипировка, прошла перекличка. Принял рапорт командиров отрядов замначальника ГУВД СК полковник Павел Лихоман. И в путь. Колонна вытягивается по улице Ленина. Радиоперекличка ведущих и ведомых. В такие минуты лучше молчать. Я и молчу. По предыдущим поездкам знаю, что всякие случаи случаются, в основном до Невинки. Потом все утрясается и выстраивается, как надо. Колонну ведет Павел Лихоман. Это, кстати сказать, великое искусство – построить ее, как надо, и, как надо, довести до места. Тем более когда она такая, как на этот раз – 23 машины. Неудобоваримо много с точки зрения и стратегии, и тактики.

И здесь неоценимым оказывается опыт водителей спецроты ГИБДД, сопровождающих колонну. Они работают четко, слаженно. Впрочем, все это можно охарактеризовать одной фразой: до Курской мы доехали за пять часов – быстрее, чем рейсовый автобус. Заметим, что, кроме четкости в движении, не менее важными остаются и соображения безопасности. Именно поэтому все колонны отрядов ставропольских милиционеров, направляющихся в Чеченскую Республику, сопровождают сотрудники главного управления по борьбе с организованной преступностью ГУВД СК. И так получилось, что чаще других в эти командировки отправляется сотрудник УБОП старший лейтенант Григорий Лихоман.

Новотерское

Село Новотерское – относительно новое место дислокации ставропольского отряда патрульно-постовой службы. В свое время руководство ГУВД СК немало сил и времени потратило на то, чтобы убедить московское начальство: ставропольским милиционерам сподручнее нести службу именно в приграничном с краем районе Чеченской Республики. Резоны почему-то были не сразу поняты, хотя просты и понятны. К дому поближе – это не расслабуха, а большая ответственность. Когда понимаешь, что именно ты с товарищами отвечаешь за безопасность жителей и Новотерского, и всего Ставрополья.

Ребята уже обжились здесь. Навели порядок вместе с местным населением. Бывшая "Долина дымов", как назвал ее когда-то из-за огромного количества горящих и дымящих нефтяных скважин начальник пресс-службы ГУВД СК Игорь Погосов, постепенно превращается в Долину жизни. У отряда ППС здесь много задач: охрана прилегающей к селу территории, законсервированных нефтепромыслов вдоль Терека, патрулирование кратчайшей дороги на Грозный и многое-многое другое. Остается время – все-таки все мы люди – и на отдых. Именно поэтому среди объектов, которые передал командир отбывающего отряда Владимир Цупило командиру приехавшего на смену СОМа Юрию Архипову, - недостроенная спортплощадка: до ума ее доводить – новому отряду.

Настроение

...И все-таки при подготовке этой смены было особенно тревожно. Павел Лихоман этого не скрывал. А ну, как в других регионах, где СОМы и ОМОНы просто-напросто отказались еще раз ехать в Чечню. Где из-за ничтожного денежного содержания, где – именно из-за полугодового срока. По-человечески вроде понятно, но все равно есть в этом что-то, против чего восстает душа настоящего милиционера.

– Я переговорил практически с каждым бойцом, – рассказывает он, - и ни одного отказа не услышал. Более того, обижались ребята на то, что в эту смену не попали. Отказали одному парню – не оправился полностью после тяжелой болезни. Так он пришел на прием с матерью, чтобы... походатайствовала за сына. Пообещал ему, что обязательно поедет в следующую смену.

Что испытывают отцы-командиры в таких ситуациях? Видимо, гордость. И это, без пафоса, правильное чувство.

Хотя, конечно, и эта командировка не без проблем. Новичков-первоходок мало, но они есть. Неопытные, необстрелянные. И если раньше школой для них была служба в зоне 3-а на административной границе с Чеченской Республикой, где условия, скажем так, полегче, то теперь обкатать их там возможности, например, у ОМОНа нет.

С денежным, как принято говорить, довольствием тоже сложно. Руководство ГУВД задействовало все резервы, выскребло все карманы, но выплатило командированным на войну все, что положено: все долги погасило и все авансы. Получилось по 42 тысячи у офицеров, по 36 - у рядовых. Если скажете, что много, то слукавите. Мало этого, откровенно мало для семей, остающихся на полгода без мужчин. Один из омоновцев рассказал, как израсходовал эти деньги: просто купил стиральную машину и холодильник, на которые до этого денег накопить не смог. Нужные, да просто необходимые вещи. А что осталось?.. Впрочем, и к этой проблеме ребята относятся спокойно. Понимают: они, как все, кто сейчас в Чечне.

Расчеты

Хотя здесь можно поспорить. И это одна из тех тем, которые с журналистами здесь не принято обсуждать. Ставропольские милиционеры, убежден командир этой смены ОМОНа Алексей Останков, согласны и по полгода. И больше. Двигательные силы – долг, честь... И деньги. И не надо стыдливо морщиться при этом слове. Не морщится же государство, выплачивая нищенскую зарплату нашим милиционерам. При этом, кто вспоминает о логике, положив чеченским стражам правопорядка оклады в 8-12 тысяч рублей. То есть, проще говоря, оторванный от семьи ставропольский пэпээсник или омоновец за месяц со всеми выплатами и премиями получит в полтора раза меньше, чем милиционер Наурского РОВД, проходящий службу рядом со своим домом.

А кто посчитал, во что обойдется переброска самолетом, например, Калининградского ОМОНа или Иркутского? При этом возможности этих бойцов, видевших горы три раза по видику, нести полноценную службу в Чечне сильно ограничены. Не зря же милиционеры из Северо-Кавказского региона досадливо морщатся, обнаружив, что на соседнем блокпосту службу несут северяне. Кстати сказать, милицейские аналитики давно обращали внимание на этот отрицательный фактор. Но... Может, это кому-то выгодно?

Вертолеты

Винтокрылые маршрутки – самое популярное средство передвижения по Чечне. Но не самое удобное. По ощущениям. Началась эта беда в конце позапрошлого года, когда несколько отрядов подорвались именно в момент смен. Вот и вышел приказ осуществлять переброску отрядов только "по воздуху". Неудобно. Дорого. Затяжно по времени. Но так положено по приказу. Из всех неудобств главное, что отряд может взять в вертолет ограниченное количество груза, то есть недобрать именно того необходимого, что в Чечне можно купить только за очень большие деньги.

А еще время. Аэропорт в Моздоке и штаб управления были проклинаемы по этому поводу многажды и справедливо. Сидели тут сутками. На жаре. Под дождем. Под снегом. Нынешние порядки приятно порадовали. ОМОН сменился менее чем за пять часов, несмотря на то, что не было "коровы" – большого вертолета, способного перебросить весь отряд за один раз. Четкость работы ставропольской команды - само по себе, поднаторели за все прошедшие годы. Но нельзя не сказать добрых слов и о нашем земляке Евгении Алтухове, возглавляющем сегодня в Моздоке весь этот сложный перелетный процесс. Впрочем, у него тоже за плечами не один год опыта чеченской кампании.

Командующий

Командующий объединенной группировкой сил и средств МВД РФ и внутренних войск – тоже наш, ставропольский. Генерал-майор Александр Сысоев, замначальника ГУВД СК по милиции общественной безопасности, в Чечне тоже в командировке. И тоже не первый раз. Откровенно рад, увидев нас. Рад, что смена отряда прошла без ЧП. Рад привезенным из дома вестям. Много рассказывает о совещании, которое провел здесь на днях министр внутренних дел РФ Борис Грызлов. Кстати, министр вручил генералу Сысоеву медаль "За доблесть в службе" – награду новую и весьма почетную.

И совсем мало говорит командующий о том, какова обстановка. Я поначалу было обиделась. А потом поняла: слова здесь лишние. Это нужно видеть. А когда видишь, слова пропадают сами по себе. Для Сысоева, так же как и для наших милиционеров, – это очередная командировка, это просто работа. И ее нужно выполнить как можно лучше. Вот и все.

Наблюдатели

Пристальное внимание зарубежных и международных организаций к положению дел в Чеченской Республике, скажем прямо, достаточно раздражало нас в последние годы. Односторонность подхода и откровенное сочувствие одной из сторон конфликта стали притчей во языцех. Кажется, это непонимание становится меньше. Во всяком случае, во время встречи Александра Сысоева с представителями Женевского международного комитета Красного Креста было достигнуто практически полное взаимопонимание. Эта группа – Летиция де Родригес, Рафаелло Мюллер и Жак Барберис – наблюдает за состоянием дел в местах лишения свободы и изоляторах временного содержания. Регулярно она представляет командованию группировки свои сведения о разыскиваемых родственниками чеченцах. И получают ответы в рамках компетенции милиционеров. Сотрудничеством довольны обе стороны. И, согласитесь, это уже прогресс. Хуже от того, что нашу позицию в Чечне на Западе стали понимать и отчасти разделять, не будет никому.

Муса

Это самая больная страница в этих заметках. Может быть, потому, что самая свежая. На Мусу Газимагомадова, командира чеченского ОМОНа, страшно смотреть. Смерть погибших бойцов его отряда тенью скорби лежит на его лице.

– Те, кто совершил это преступление, уже известны, – говорит Муса. – Они все равно будут наказаны. И дело не в том, что погибли бойцы именно чеченского ОМОНа. У всех, кто выступает на стороне незаконных вооруженных формирований, шансов избежать тюрьмы никаких.

Хочется верить, что Муса прав. Потому что в тот же день был задержан один из подозреваемых во взрыве машины омоновцев. Потому что иначе все то, что делают сегодня в Чеченской Республике русские, украинцы, татары, просто не имеет смысла. А они видят этот смысл. Несмотря на просчеты руководства. Несмотря на трудности. Несмотря ни на что. И этот смысл – отнюдь не война. Это Россия. Родина каждого из нас.

... "Хватит на всех весеннего солнца, озимого хлеба.

На всех одно время".

Пока это песня. Будет ли такой наша жизнь?

«Батальоны не просят огня...»
Газета «Ставропольская правда»
4 мая 2002 года