06:00, 24 апреля 2002 года

С места происшествия скрылся...

...Он остался лежать на дороге. После того, как резкая боль убила все мысли и чувства, осталось единственное ощущение: он один, в целом мире один. И никто ему не поможет. Он так и умер с этим чувством одиночества. Его труп часа через полтора осветила другая машина. Та, которой он был сбит, с места происшествия скрылась...

Об этом больно говорить достаточно повидавшим на своем веку сотрудникам ГИБДД. Понятно, оказали бы помощь вовремя, возможно, человек был бы жив. В такой ситуации остается одно: найти того, кто, совершив ДТП, уехал с места происшествия.

Капитан Евгений Ерин, инспектор по розыску Изобильненской роты спецполка ДПС ГИБДД ГУВД СК (Ставрополь), перечисляет случаи таких ЧП без напряга. Каждый из них – его ежедневная головная боль.

9 марта. В селе Московском автомашина ВАЗ 2108 или 2109 темного или вишневого цвета сбила двух пешеходов. Мужчина погиб, женщина госпитализирована. До сих пор водитель и автомашина не установлены.

14 февраля. Возле проходной стеклотарного завода в результате ДТП погиб мужчина. Был он нетрезв и через главную проходную его не пустили. Пытаясь найти путь на производство через южную проходную, он нашел свою смерть. В ДТП есть подозреваемый, который вины не признает. Расставить точки над "i" должны несколько экспертиз, результаты которых пока не готовы.

26 января. на 30-м километре автодороги Ставрополь-Изобильный-Новоалександровск обнаружен труп 18-летнего парня с множественными травмами, характерными для ДТП. Водитель с места происшествия скрылся. В ходе оперативно-разыскных мероприятий сотрудниками Изобильненской роты ДПС Ставропольского спецполка ГИБДД установлен и найден виновник этого ДТП. Проживающий в Буденновске гражданин З. пытался отремонтировать машину, на которой совершил аварию, в одном из гаражей Новоалександровска. Возбуждено и расследуется уголовное дело.

18 января. в Изобильном под колесами автомобиля пострадала пенсионерка П., 1923 года рождения. Водитель, скрывшийся с места происшествия, сотрудниками ГИБДД установлен и задержан. Это житель Нефтекумска, 1972 года рождения. Уголовное дело расследуется.

Боюсь, что в Изобильненской роте ко мне приклеится прозвище "Лезвина "черная нога": именно во время моей командировки было зафиксировано пятое ЧП по этой части. Грузовик в районе Ладбалки Красногвардейского района сбил женщину, 1957 года рождения. Она была госпитализирована. Водитель с места происшествия скрылся. Его поиски шли во всех соседних районах. Нашли, но не сразу.

Опыт показывает (и это, увы, опыт не только Изобильненской роты, но и всего Ставрополья), что такие ДТП преимущественно происходят, как принято говорить, в условиях неочевидности. То есть в вечернее или ночное время, когда свидетелей практически не бывает. А те, кто случайно оказался на месте ЧП, не успевают заметить ни цвет машины (ночью все они темного цвета), ни ее марку.

Кстати сказать, в одном из случаев, когда свидетели называли виновницей ДТП легковую машину, выводы судмедэкспертизы не исключают и присутствие грузовой.

Впрочем, по большому счету, речь идет не об очевидцах, а о "виновниках" аварий. Слово "виновники" я не случайно взяла в кавычки. Сотрудники ГИБДД убеждены, что стремление скрыться зачастую перевешивает и порядочность (помочь сбитому человеку), и здравый смысл. Попавший под колеса человек далеко не всегда свидетельство вины водителя. В той же Изобильненской роте таких примеров готовы привести не один десяток. Так, ранним утром водитель на иномарке сбивает неожиданно выскочившую на дорогу (непосредственно перед машиной) женщину и скрывается с места происшествия. Потерпевшая, получив тяжелые травмы, скончалась по пути в больницу. А позже в результате экспертизы выяснилось, что водитель машины в любом случае не мог бы предотвратить наезд.

Да, водитель испугался, получил тяжелейший стресс, но не надо было бежать сломя голову, чтобы спрятать поврежденный автомобиль и прятаться самому. Все равно в конце концов его "вычислили" и привлекли к ответственности (административной, именно за то, что покинул место ДТП). А если бы не нашли, то не один год мучался бы, считая себя убийцей. Жизнь превратилась бы в жалкое существование, когда вздрагиваешь от каждого шороха: "А вдруг это за мной пришли...".

Когда же мы все уясним, что только следствие может расставить все точки в деталях ДТП? Есть случаи, когда под колесами оказывались пьяные (читай, неадекватно ведущие себя граждане), нарушившие правила дорожного движения пешеходы. Статистика свидетельствует, что в восьмидесяти случаях из ста (данные следственного отдела по ДТП) виновниками аварий оказываются именно перебегающие улицы и дороги пешеходы.

Но в любом случае, и в этом убежден не только Евгений Ерин, но и все сотрудники ставропольского спецполка, водитель, покинувший место происшествия, оставивший без помощи постра-давшего, автоматически переходит в категорию нарушителей закона. И вот к ним - отношение особое: говоря словами Жеглова, преступник должен сидеть в тюрьме. И, уверяю, будет сделано (и делается) все, чтобы найти этого преступника.

Честно говоря, по женской своей мягкости и наивности я пыталась в разговоре со стражами дорог сформулировать какие-то смягчающие обстоятельства. Их просто нет. Даже зная, что попавшему под колеса человеку ничем уже не помочь, убежавший сам себе выносит приговор: "Виновен!".

Нечистая совесть – не самый лучший спутник до конца жизни. И, согласитесь, страшнее другое. Как рассказывают сотрудники ГИБДД, на месте происшествия в толпе любопытных не раз появлялись виноватые водители: слушают, прикидывают собственные шансы. Но... ни один(!) не пришел с повинной. Кстати, так и получилось после случая в Ладбалке: когда водитель поменял машину и приехал на место происшествия, чтобы "проверить" ситуацию. Вот тут его и опознали работники ДРСУ, являвшиеся свидетелями ДТП. Пришлось сознаваться в содеянном...

В принципе, речь все о том же: водитель, совершивший аварию, может, еще и не будет признан виновным, но скрывшийся с места ДТП виновен изначально. Его все равно найдут. И "сработает" не принцип наказания. А нечто иное, с этим признаком неразрывно связанное: позиция сотрудников ГИБДД, считающих каждого, скрывшегося с места ДТП, не только врагом общества, но и своим собственным. И это, на мой взгляд, вполне справедливо.

Возвращаясь к будням, отмечу, что лица, причины совершения подобных ДТП проанализированы на всех территориях, входящих в зону ответственности спецполка ДПС. Соответствующие представления направлены во все райгосадминистрации. Ответа пока нет.

Командир спецполка полковник Владимир Демин убежден, что те данные, которыми он располагает, должны заставить действовать более активно не только его подчиненных, но и властные структуры.

За прошлый год и начало нынешнего, говорит он, было 23 ДТП, после которых водители скрылись с места происшествия. Под колесами погибли четыре человека. Из этих 23 ДТП удалось раскрыть 17 случаев. Оставшиеся шесть – дело времени.

– То есть, – убежден Демин, – шанса у преступников нет. Но по-человечески не могу понять тех, кто уезжает с места происшествия. Виновен – значит, отвечай. А виновный, сам занесший над собой (по личной глупости "утяжеленную") плаху закона, – в моем понимании не укладывается.

С командиром полка трудно не согласиться.

«С места происшествия скрылся...»
Газета «Ставропольская правда»
24 апреля 2002 года