Отлов "зайцев" сокращен
Контролеры – гроза безбилетников – в Ставрополе перестали действовать как служба: теперь их не встретишь даже в троллейбусах, где служба проверяющих сохранялась до последнего.
Контролеры перестали работать, конечно, не по своей воле – их сократили. По довольно банальной причине – в связи с неокупаемостью "проекта": по словам директора Ставропольского муниципального унитарного троллейбусного предприятия Александра Шведова, транспортников поставили в новые условия, когда зарплату контролерам они должны выплачивать из своих средств, а всю сумму от штрафов до копейки отдавать в бюджеты города и края. Вынужденное решение об "отставке" проверяющих не было своевременным, и это подчеркнуло недавнее увеличение до трех рублей платы за проезд, результатом которого стал не менее масштабный рост числа "зайцев" на общественном транспорте. Заметно раздался в размерах круг фальшивых удостоверений и проездных билетов, особенно студенческих, тем более что их приобретение нынче стало делом не только выгодным, но и удобным – базу по продаже "проездных" подделок на Южном рынке Ставрополя знают многие горожане. Известно, что изготовленный на цветном ксероксе товар долго не залеживается на "левом" прилавке.
Исполнять же контрольные функции сейчас, по сути, некому. Кондукторы следят за обилечиванием и, по мере сил, за фальшивыми документами. Санкции к "зайцам" – не их компетенция, кондукторы не вправе штрафовать. Как сказал директор СМУП "Автоколонна № 1" Георгий Ёда, в автобусах такое право получила комиссия, пришедшая на смену контролерам-одиночкам и состоящая из трех человек - бухгалтера, кассира и работника администрации. Проблема в том, что эта "тройка" на маршруте работает два-три раза в месяц, а мы, пассажиры, прекрасно знаем – контроль в качестве устрашающего средства эффективен лишь тогда, когда он ежедневный.
В троллейбусах же взимание штрафов с недобросовестных пассажиров вообще исключено, а введенный чин – общественный контролер – может лишь наравне с кондуктором "рекомендовать" неплательщику приобрести билет, в случае отказа высаживая его на ближайшей остановке.
Ликвидация контролеров как класса решила одну и то не очень распространенную на Ставрополье проблему: сами по себе исчезли "липовые" проверки, когда предприимчивые люди представлялись в транспорте контролерами и, взимая штраф, срывали с пассажиров какой-то куш. Но главное, что приходится констатировать – жизнь "зайцев" значительно полегчала.
19 апреля 2002 года