06:00, 10 апреля 2002 года

"Дама с квартирой"

Каждую весну, как уже давно замечено, в Нефтекумске увеличивается число объявлений о продаже квартир. И это неудивительно: на новое место жительства люди предпочитают переезжать в теплое время года.

В 1999-м появилось на стендах среди прочих и объявление о продаже трехкомнатной квартиры во втором микрорайоне города гражданкой М. Сергеевой. (Здесь и далее фамилии изменены. – А.Л.). Те, кого оно заинтересовало, и не предполагали, что "квартирная история" принесет им за их кровные деньги длительную волокиту, суды, сердечные приступы и бессонные ночи.

А все началось с того, что бывшая работница торговли М. Сергеева, дважды привлекавшаяся к уголовной ответственности по статье 200 УК РФ за обман покупателей, решилась играть по-крупному: продавать собственную квартиру и охмурять при этом простодушных людей. Чтобы нажиться, разумеется.

Первым договор купли-продажи М. Сергеева заключила с гражданином К. Мирзоевым. Побывали они вместе во всех необходимых учреждениях, включая регистрационную палату, оплатили все услуги по оформлению, и счастливый владелец трехкомнатной собрался переезжать. Однако прежняя хозяйка попросила нового владельца квартиры предоставить ей право пожить в ней еще месяца три-четыре, пока она утрясет "проблемы с переездом к маме". Доверчивый человек согласился.

Но Сергеева съезжать не спешила, даже когда оговоренный срок истек. Говорила, что поругалась с мамой и та отказывается брать ее с детьми под свою крышу. Дело принимало неприятный оборот - новоселье явно отодвигалось. Правда, М. Сергеева пообещала вернуть К. Мирзоеву 145 тысяч рублей и попросила его снова переоформить документы на нее.

А тем временем горожане, желающие приобрести жилье, продолжали звонить ей, так как ее объявление о продаже квартиры опять появилось на стендах. И Сергеева вновь приглашала покупателей в свою бывшую квартиру, расхваливала ее достоинства и называла цену. Одни из них обещали подумать, перезвонить, другие – из самых нуждающихся в жилье – выкладывали 50-процентный задаток, получая взамен расписку, написанную на обычном листке из школьной тетрадки.

На удочку мошенницы попалась и семья К. Ковалевых. Глядя в светлые очи М. Сергеевой, вручили ей 70 тысяч рублей и стали уже прикидывать, где и как расставят мебель.

На следующий день она "осчастливила" таким образом еще одного покупателя. Н. Богандов в качестве задатка отдал ей 1800 долларов. Приходили и другие. И никто из них, передавая М. Сергеевой приличные суммы, не интересовался документами на ее жилую площадь и прежде всего домовой книгой, не наводил справок в ЖЭУ, паспортно-визовой службе. Говоря официальным языком, проявили полную беспечность и юридическую неграмотность. Конечно, через некоторое время они стали осаждать Сергееву визитами, пытаясь уточнить, когда она намерена оформлять куплю-продажу и освобождать квартиру.

"Дама с квартирой" щедро кормила визитеров обещаниями, назначала время новых встреч и не являлась на них под разными предлогами. И когда ей все это стало изрядно надоедать, уехала на отдых в Ессентуки.

Суета с куплей-продажей квартиры не осталась без внимания соседей и ее фактического хозяина К. Мирзоева, который понял наконец, что его давно водят за нос. Он в присутствии соседей взломал дверь и на правах собственника поменял замок.

Вернувшаяся с курорта Сергеева забралась в свое бывшее жилье через окно. Сколько бы длилась эта история, сказать трудно. Но потерпевшие познакомились друг с другом, обнаружили обман и обратились за помощью в правоохранительные органы, потому что их просьбы и требования М. Сергееву не трогали, задатки она отдавать не спешила, покидать квартиру – тоже. Короче, обвела вокруг пальца практически всех участников этого "квартирного шоу". Даже К. Мирзоев, оформивший в числе первых документы на куплю квартиры Сергеевой, обнаружил, что на его законной площади остались прописанными бывшие хозяева и малолетний ребенок.

Потребовались не месяцы, а добрых два с половиной года, чтобы развязать завязанный мошенницей узел проблем. Она врала, всячески изворачивалась, но правоохранительные органы провели расследование и направили материалы в Нефтекумский районный суд.

В январе нынешнего года состоялось слушание дела. М. Сергееву в зале суда взяли под стражу, квалифицировав ее действия по статье 159 части 2 , пункт "г" УК РФ как мошенничество с причинением значительного ущерба пострадавшим. Одновременно рассмотрели гражданский иск о взыскании нанесенного ею материального ущерба.

За свои противоправные деяния М. Сергеева получила два года лишения свободы с отбыванием срока в исправительной колонии общего режима. В марте по кассационной жалобе дело рассмотрел краевой суд, оставив первоначальное решение без изменений.

Закон, как принято говорить в таких случаях, восторжествовал. Однако это мало радует семью Ковалевых. Их деньги в сумме 70 тысяч рублей будут возвращаться частями. Только Н. Богандову удалось через суд вернуть свои доллары сразу.

К чему этот рассказ? Наверное, понятно. На дворе опять весна, и опять на рекламных щитах множество объявлений о продаже жилья...

«"Дама с квартирой"»
Газета «Ставропольская правда»
10 апреля 2002 года