06:00, 9 апреля 2002 года

От критики неуютно, но...

"Журналисты – особый народ. Они любое мероприятие норовят превратить в летучку", – сказала М. Корнеева, председатель комитета Ставропольского края по печати и информации, завершая заседание выездной коллегии, прошедшей недавно в Новопавловске. Тема совещания была определена следующим образом: совместная работа органов государственной власти и газеты "Голос времени" с обращениями граждан.

Для тех, кто никогда не работал в газете, надо объяснить: "летучка" – это обсуждение опубликованных статей и редакционных проблем. Здесь никто не пытается отмолчаться, судят, невзирая на чины и прошлые заслуги, говорят, что думают.

Может быть, и неплохо, когда в чинный порядок мероприятия врывается настоящая заинтересованность и творческий подход к поставленным вопросам. Тем более что обсуждались, наверное, самые острые и "неудобные" проблемы. Известно ведь, когда человеку хорошо, он власти благодарностей не шлет. А если беда, объективности и взвешенности не жди. От боли кричат. И первыми мольбу о помощи обязаны услышать журналисты да руководители. Потому и стала главенствующей не протокольная форма совещания, а суть проблемы.

Началась коллегия с выступления главы Кировской райгосадминистрации П. Кожина, по словам которого районная газета - "наше зеркало, на него, как сказал классик, пенять нечего". От иных критических публикаций становится неуютно, но, как считают власти, газета – самый надежный инструмент в решении злободневных вопросов. Вот почему свои отношения с прессой новый руководитель района начал с интервью "с пристрастием", где отвечал на весьма "неудобные" вопросы журналистов. Прочитав статью, земляки задали по "телефону доверия" еще 30 вопросов. Опять среди них были и очень "неудобные". Диалог власти и народа, идущий при посредстве районной газеты, продолжается. "Голос времени" ввел рубрику "30 вопросов". Она периодически появлялась на полосах районки в течение всего прошлого года. П. Кожин приводил примеры из различных сфер жизни района, когда выступления газеты помогали сконцентрировать внимание на острых проблемах – от безнадзорности детей до санитарной очистки и благоустройства – и помогали исправить ситуацию. Главное, что было доказано, – тесное взаимодействие власти и прессы служило благу людей, населения района.

Тему продолжила Г. Аванесова, редактор "Голоса времени".

– Через некоторое время после публикации первого интервью с главой райадминистрации поступило письмо от многочисленной группы ветеранов с жалобой на невнимание властей и руководителей коммунальных служб к их трудностям, на то, что ветеранам не предоставляются положенные законом льготы. Редакция подготовила "круглый стол", где П. Кожин и руководители служб района отвечали на требования людей. Местное телевидение транслировало эту беседу. Что "подогрело" читателей, они поверили в действенность и силу газеты. Увеличилось количество писем в редакцию, люди стали поднимать больше проблем.

Вдумчивая работа с обращениями граждан порой даже заставляет корреспондентов пересмотреть устоявшиеся представления о собственной роли и о возможностях журналиста. В станице Советской в связи с созданием муниципальной власти обострились отношения между представительной и исполнительной властью. Началось противостояние между жителями: одни за главу, другие за депутатов. Работники редакции пригласили участников конфликта к себе. Дискуссия продолжалась около четырех часов. Свои аргументы и претензии высказали и глава администрации станицы В. Гречко, и депутаты сельсовета, и жители Советской. Газетчики чаще всего считают себя вправе выносить собственный вердикт, ставить в споре последнюю точку. В данном случае редакция "Голоса времени" не сочла возможным высказывать собственный взгляд на ситуацию, затронувшую жизненные интересы целой станицы. Читателю предоставили объективное изложение выступлений и предложили самому решить, кто прав.

– Журналист должен осознавать границы собственных возможностей и компетенции, – сказала Г. Аванесова. – Эту истину мы усвоили, подготавливая летучку с участием советчан. Ведь многих раздражает, когда газета навязывает свою точку зрения: вы дайте мне факт, дальше я сам разберусь.

А новый жанр прижился, и теперь на страницах "Голоса времени" не редкость рубрика "Творческая летучка с участием...". В редакцию приглашают разных людей, обсуждают их проблемы, рассказывают о них читателям. И не торопятся выдавать свои оценки и рекомендации.

– Если подвести итог сказанному, то можно отметить: несмотря на то, что не все вопросы, поступающие в редакцию, решаются положительно, люди не утратили веру в то, что газета имеет реальную возможность помочь им в решении тех или иных проблем, – утверждает редактор районки.

Работа с обращениями людей не может оставить равнодушным ни одного журналиста. Ведь для любого издания письма читателей – это неиссякающий источник тем и сюжетов для статей. Потому коллеги Г. Аванесовой выступали, рассказывая о собственном опыте.

Письма для "Пятигорской правды", по словам редактора газеты В. Панкова, не только информация. Порой обращение становится толчком к проведению акции, которая создает популярность газете, а всем участникам дает возможность почувствовать себя человеком. В прошлом году здесь обнародовали 218 писем. Если на какие-то из них редакция не ответила, обязательно дается их анализ. Ввели специальную рубрику "Хотя письмо и не опубликовано". По закону редакция не обязана рассылать заявления читателей тем организациям, работа которых вызывает нарекания. В "Пятигорской правде" разработали и опубликовали бланк и направляют критические отклики вместе с ним. Из 95 разосланных писем газета получила ответы на 92. Чем не показатель авторитета издания!

О том, как борется за ответы на обращения читателей в редакцию минераловодская газета "Время", рассказал заместитель редактора Н. Близнюк. Он говорил, что особого упора на постановление губернатора "Время" не делает. Слушая коллег, понял – зря. Редакция считала, что гласность гораздо более действенна, чем обращения к власти. Однако директор частного рынка города на критику отвечать не захотел. "Время" уже пять раз публиковало статьи, готовит шестую, но будет ли толк, сказать не может никто. Очевидно, в интересах читателей журналистам необходимо плотнее работать с администрацией, используя возможности, которые дают решения краевого руководства.

Т. Дивнич, редактор газеты Кочубеевского района "Звезда Прикубанья", говорила, что редакция использует те же методы, осуществляя рассылку корреспонденции ведомствам, чья работа вызвала нарекания читателей. Как правило, ответы приходят, хотя вот пример: жилкоммунхоз уже на четыре письма не хочет реагировать.

Коллегия комитета по печати и информации не только обобщила опыт взаимодействия Кировской районной государственной администрации и газеты "Голос времени" в организации работы с письмами и обращениями граждан и позволила редакторам рассказать о собственных наработках и проблемах. Это важно, но это, в конечном счете, тактические достижения. Еще важнее то, что всем участникам обсуждения пришлось задуматься над смыслом деятельности прессы сегодня.

– Губернатор, как высшее должностное лицо края, хочет знать, что думает население. Отсюда вся система обратной связи с земляками, которую он создал, – сказала, подводя итог, М. Корнеева. – Власть обязана заботиться о людях, должна доказывать свою полезность народу. Постановление, обязавшее чиновников всех уровней отвечать на критику, служит этим целям. Вспомните, когда оно вышло, многие встретили его чуть ли не в штыки. Сегодня все выступающие говорили, насколько оно помогает бороться за интересы наших читателей, поднимает действенность печатного слова и, соответственно, авторитет газет.

Перемены, произошедшие в нашей жизни, принесли с собой немало потерь для журналистики. Порой газетчики стали забывать, что свобода слова должна быть инструментом борьбы за благо граждан, а не только и не столько средством самовыражения пишущих. В нашем цеху многие стали терять уважение к читателю. Но работаем мы все для него. И деньги газеты, учредителями которых являются государственные или муниципальные органы власти, получают в конечном счете не от учредителя, а от налогоплательщика, то есть от того же читателя. Поэтому первый и самый главный долг у прессы - долг перед людьми.

Г. ХАЗАНОВ
«От критики неуютно, но...»
Газета «Ставропольская правда»
9 апреля 2002 года