С возвращением, Иосиф Виссарионович!
Эдуард КОРНИЕНКО (фото)
Не прошло и полвека, как он вернулся. Впрочем, безжалостное время поработало над образом изрядно: пожалуй, только по характерному очертанию фигуры да знакомому до боли френчу можно угадать "всесильного и ужасного"... Что неудивительно. А ну-ка, поваляйся на склоне оврага, позабыт-позаброшен, открытый всем ветрам, снегам, дождям и прочим непогодам... Однако железобетонный Сталин из села Красного Грачевского района все-таки "долежался" до того дня, когда к месту его пристанища нагрянула бригада музейщиков и журналистов.
Мы, конечно, не собирались реанимировать культ личности, но посодействовать восстановлению одной немаловажной странички истории, не скрою, было как-то даже приятно. Надеюсь, это не станет для кого-то поводом зачислить меня в сталинисты. Да, культ – это, конечно, плохо, однако недаром же говорится: не будь личности, не было бы и культа. С тем, что Иосиф Сталин был выдающейся личностью, вряд ли сегодня поспорят даже его ярые враги. А уж то, что с его именем связано очень многое в судьбе нашей страны, вообще не подлежит сомнению. Так отчего же мы взяли и выбросили на свалку – в буквальном смысле слова – часть собственной овеществленной истории? Тому есть много причин и объяснений, от официально провозглашенного и, как помнят представители старших поколений, в те годы строго обязательного для всех хрущевского "развенчания" вождя до традиционной расейской безалаберности – а, пусть валяется!
К счастью, есть среди нас думающие и чувствующие иначе. В этом смысле Сталину в Красном отчасти повезло. Потому что хоть его и свергли с постамента перед сельским клубом, но волею судьбы он оказался вблизи усадьбы, хозяйка которой, вовсе не будучи ни поклонницей вождя, ни собирательницей старины, как-то чисто по-женски пожалела статую:
– Все-таки люди старались, делали, – говорит сельский фельд-шер Светлана Вячеславовна Чкалова, имея в виду ныне безымянных авторов фигуры в кителе. – Сколько раз ребятишки пытались разбить, не по ненависти, а просто так, из озорства. Отгоню их, покричу, глядишь, отстанут. Он-то сначала на колхозном дворе лежал, тут рядом, а потом и оттуда выселили...
Светлана Вячеславовна человек в селе хорошо известный и уважаемый, вот уже пятьдесят лет она руководит местным фельдшерским пунктом, и, конечно, не случайно ее полушутя величают здешним министром здравоохранения. Как приехала когда-то после окончания Черкесского медучилища, так и до сих пор стоит на страже здоровья более чем двухтысячного населения Красного. Сельские жители знают, что значит быть едва ли не единственным медиком на всю округу. Личный непререкаемый авторитет этой женщины явно сыграл не последнюю роль в сохранности "объекта", коему отныне присвоен инвентарный номер музейного экспоната. А вышли на нее музейщики, как это нередко бывает, абсолютно случайно. Сын Светланы Вячеславовны, известный в Ставрополе врач Михаил Алексеевич Земцов, будучи страстным коллекционером охотничьего оружия, попал в поле зрения директора Ставропольского краеведческого музея им. Г. Прозрителева и Г. Праве Н. Охонько, привлекшего его к участию в одной из выставок. Тогда-то и выяснился факт пребывания сталинского монумента на склоне оврага, где течет речушка с тем же названием, что и село, – Красная. Кстати, и живет С. Земцова тоже на улице Красной. Если отойти от идеологической подоплеки этого имени, то места здесь и в самом деле красные – красивые то есть. Ландшафт причудлив и живописен, не зря эти угодья два века назад облюбовал командир Хоперского казачьего полка Конон Устинов, вошедший в историю края как основатель станицы Ставропольской (ныне – город Ставрополь). Тутошние земли были ему дарованы за боевые заслуги перед Отечеством, и деревня прежде так и называлась – Кононовка. Вот где нашел приют Иосиф Виссарионович – в самом что ни на есть историческом месте!
Разумеется, в музее сообщение М. Земцова не осталось незамеченным. И вот стараниями Николая Охонько наша импровизированная этнографическая экспедиция "высадилась" на свежевспаханном огороде домовитой Светланы Вячеславовны, где у Сталина обнаружился еще один страж – очаровательный Сенька, дворняга с некоторыми признаками благородных кровей. Для порядка он нас облаял как следует, после чего подошел знакомиться: кто такие и зачем? Когда началось собственно "воскрешение" статуи, Сенька принял в нем живейшее участие, суетился под ногами, очевидно, стараясь помочь, его усилия увенчались неким физиологическим ритуалом, увлажнившим рукав каменного кителя... Да-а, лет бы 50 назад за такое кощунство светила бы Сеньке 58-я статья, да и хозяйке бы мало не показалось. Ныне же вождь вряд ли обидится на простодушную собачью фамильярность, наша-то фамильярность по отношению к прошлому куда страшнее. Стало едва ли не традицией в русле очередных общественно-политических перемен громить и рушить предыдущих идолов: так было и в начале ХХ века, и на его исходе. Н. Охонько показал во дворе музея бюст Ленина, которому в годы перестройки кто-то отпилил нос. Господи, ну чем нос-то виноват, тем более Ильича давно нет на свете. Нет, человек специальной пилой вооружился, силушку прилагал и, наверное, ликовал в душе: как же, самого "этого" изуродовал! Велика доблесть – бороться с памятником...
Справедливости ради надо сказать, что в Красном ситуация с памятниками хоть и не блестящая, но и не безнадежная. Так, над Домом культуры возвышается фигура девушки со снопами, в характерном стиле 30-50-х годов, этакая разновидность "девушки с веслом", но более качественно исполненная. Сегодня ее можно смело отнести к художественным раритетам: подобных очень мало сохранилось на Руси. Говорят, прототипом для нее послужила здравствующая и ныне местная колхозница Антонина Фоменко. А на территории детского сада "Колосок" вам покажут скульптурную группу "Ленин и дети", которая, честное слово, вовсе не выглядит доисторическим монстром, наоборот, в ней ощущается какая-то побеждающая всяческие идеологии нормальная человечность: перед глазами три фигуры – пожилой мужчина о чем-то беседует с девочкой и мальчиком, дети льнут к деду, и все трое напоминают обычную семейную картинку, не больше и не меньше. А что было бы, если бы и это непритязательное сооружение "вычистили" за неправильную полит-ориентацию? Был бы пустой газон, да и только...
Сложнее оказалось с памятником как раз отнюдь не идеологическим. Общей бедой поделился глава администрации села Александр Семененко: современные вандалы порушили плиты у мемориала воинской славы, где были выбиты имена земляков, павших на войне. Списки эти можно, конечно, восстановить, но на три новые плиты нужно 40 тысяч рублей, между тем как село ежегодно только земельного налога платит 43 тысячи... И все же, заверил нас Александр Дмитриевич, к празднику Победы постараются во что бы то ни стало вернуть мемориалу должный вид. Чтобы, когда по традиции придут сюда в этот святой день сельчане, не стыдно было перед ветеранами.
Не будет ошибкой сказать, что село Красное в данном случае можно рассматривать как типичный вариант сегодняшнего состояния памятников, причем в городах ситуация немногим лучше. Где-то сработала идеологическая команда сверху – "убрать!", где-то гипсово-глиняные фигурки пионеров и комсомольцев разрушили время и стихия, где-то в школьных дворах стараниями педагогов и ребят еще стоят бюсты героям. Стали, увы, распространенными надругательства над военно-патриотическими мемориалами, подобными тому, что в Красном. Все это – разве не свидетельство очевидного разброда и шатания в наших с вами мыслях, дорогие мои соотечественники? А мы еще претендуем называться цивилизованными, обижаемся, когда нас в очередной раз причисляют к пресловутому "третьему миру". Но разве не выглядим мы совершенными дикарями, не имеющими ни памяти, ни морали, ни зачатков эстетического вкуса? Мне скажут: вот уж прекрасно – девушек с веслом беречь, подумаешь – искусство! Представьте себе, искусство, во-первых, и история, во-вторых. Кому мешает,например, женщина с виноградом, стоящая посреди бульвара на главном проспекте Ставрополя? Не шедевр, разумеется, а вот убери ее - пусто станет и голо. Таких голых мест появилось уже немало. Кому от этой "чистки" стало лучше? Не выходит из головы та простенькая и вместе удивительно мудрая фраза сельского фельдшера: "...люди старались, делали"! Вовсе не ратую за возвращение всех сталинов на прежние постаменты. Но уверена: пришла пора осознать, что все эти каменные и глиняные изваяния – уже не идолы для поклонения, а просто памятники.
Пока лишь небольшая группа музейщиков по мере сил и возможностей пытается сдержать процесс утраты этих объектов. Во дворе краеведческого музея вам покажут не только мраморного Ленина (на него, кстати, появился заказ из одного района, и после реставрации он туда будет отправлен), но и Свердлова, и полуразломанных пионеров. Сколько таких "останков" разбросано на просторах края, никто не знает, ибо творения эти не включены в официальные списки памятников, а значит, и ответственности за них никто не несет. Часть этих объектов каким-то образом перекочевала на некоторые личные подворья, то ли по тем же идейным, то ли эстетическим соображениям хозяев, и хоть так сохранилась. Сотрудники музея предлагают: давайте все это наше общее наследие для начала осмотрим, зарегистрируем, а потом подумаем над его дальнейшей судьбой. Специалисты музея им. Г. Прозрителева и Г. Праве готовы провести необходимые консультации с выездом на место, помочь в вопросах реставрации, а также приютить в фонды памятники, которые затем могут использоваться в качестве экс-понатов будущих выставок. И не только выставок. Мне кажется, некоторые "девушки с веслами" и всевозможные забавные спортсмены и проч. вполне могли бы вновь украсить улицы и скверы. И как приметы милой старины, и как признанная часть нашей культуры.
1 апреля 2002 года