В целях сохранения курортов Кавминвод
Сегодня исполняется 10 лет с момента образования администрации Кавказских Минеральных Вод
27 марта 1992 года по указу президента РФ Кавминводы получили статус особо охраняемого, эколого-курортного региона России, государственное управление которым было возложено на созданную для этой цели администрацию Кавказских Минеральных Вод. И вот минуло десять лет – сложных, неоднозначных. Позади первые жесткие уроки экономических реформ, становление местного самоуправления, затянувшийся на годы "мертвый сезон", чуть не сгубивший санаторно-курортный комплекс Кавминвод. Позади первые маленькие победы, которые, накапливаясь, стали надежной основой для серьезных прорывов вперед. И было железное упорство кавминводской администрации в желании вернуть тонущим в хаосе рыночных реформ Кавминводам славу курорта мирового уровня. Было, осталось по сей день, потому что, несмотря на значительные успехи, до полной победы пока еще далеко. И разговор с руководителем администрации Кавказских Минеральных Вод Виталием МИХАЙЛЕНКО получился не официально-юбилейным, а скорее, разговором по душам. О наболевшем...
– Виталий Иванович, кавминводской администрации исполнилось десять лет, и за эти годы не раз в воздухе витал вопрос – а нужна ли она региону? Что, по вашему мнению, за эти годы деятельности администрации убедительнее всего доказало – да, нужна!
– Пока существует администрация, вопрос, нужна она или нет, будут задавать постоянно, точно так, как по сей день дискутируется вопрос, а нужны ли органы местного самоуправления. Администрация Кавказских Минеральных Вод – это функциональная структура, хотя многие ее считают административной. Когда я пришел в администрацию, на одном из первых совещаний сказал, что мы будем усиливать в нашей работе эколого-курортную направленность. И не будем той структурой, которая вызывает "на ковер". Для региональных органов муниципальной власти, для управлений и ведомств, в том числе и краевых, мы - партнеры. Мы – коллектив профессионалов в области недропользования, природоохраны, в эколого-санитарных вопросах, в вопросах загрузки курортной базы. И если мы отстаиваем свою точку зрения, мы делаем это очень грамотно. Президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию подчеркнул: "Здоровье народа сегодня напрямую связано не только с состоянием общественного здравоохранения, но и с самим образом жизни людей, с экологией, с развитием медицинской науки. В современных условиях охрана здоровья - это проблема государственного масштаба".
У нас большой штат советников администрации по самым различным направлениям, очень хорошо работает координационно-консультативный совет, возглавляемый генеральным директором АО "Холод" Виктором Васильевичем Соломко. И я горжусь тем, что у администрации такой сильный актив: бизнесмены, экологи, гидрологи, специалисты в вопросах туризма, маркетинга, менеджмента. Но некоторые все же хотят видеть в нас административную структуру, которая занимается всем – вплоть до канализации. Канализацией, кстати, мы действительно занимаемся, но в глобальном масштабе – по нашей инициативе сегодня спроектировано и начато строительство мощнейшего на КМВ канализационного коллектора Кисловодск-Пятигорск. Без него у нашего курорта просто нет перспектив. Мы укрепляем связи с органами муниципальной власти и по большому счету максимально их поддерживаем. Если в каких-то случаях возникают спорные вопросы, мы их разрешаем цивилизованно, но свою позицию, свою марку держим жестко. Я хочу еще раз подчеркнуть, что мы функциональная структура. Но, думается, в положение администрации Кавминвод можно было бы внести изменения, которые усиливали какие-то отдельные моменты ее деятельности. Например, поскольку я назначаюсь указом президента РФ и по должности являюсь заместителем председателя правительства нашего края, я мог бы согласовывать некоторые вопросы кадровой политики. Назначают, скажем, нового главврача санатория без нашего ведома – и после этого начинаются проблемы в коллективе, которых можно было бы избежать, если бы посоветовались предварительно с нами.
– Уже более трех лет вы являетесь руководителем администрации КМВ. Какое самое первое волевое решение вы приняли, придя на эту должность?
– Я вообще не сторонник волевых решений – я сторонник принятия грамотных управленческих решений на основе высокой профессиональной подготовки. Когда состоялась моя первая встреча с аппаратом администрации в качестве руководителя, я сказал, что для нас будут по-особому ценны те работники, которые в состоянии осмыслить проблему и заложить эту мысль в основу документа или постановления и потом обеспечить его выполнение – "приделать документу ноги". И мы с первого дня вели разговор о том, что каждый должен совершенствовать себя как профессионал – у каждого должны быть личная библиотечка, личный накопитель материалов по тем проблемам, которыми он занимается. А время волевых решений прошло...
– Виталий Иванович, каждый курортный город региона – это муниципальное образование со своим бюджетом, со своими проблемами. И вместе с тем на Кавминводах должна существовать единая политика как в вопросах хозяйствования, так и во многих других. Сложно ли вам взаимодействовать с главами городов, есть ли в чем-то недопонимание?
– Не только каждый город-курорт – каждый поселок у нас в регионе - муниципальное образование. И это хорошо. Но то, что не выстроена до конца схема отношений, – это плохо. Муниципальное образование - поселок, не подчиняется главе районной территориальной администрации, городской муниципалитет не подчиняется правительству края. В этом есть какие-то свои плюсы, но сегодня, когда в стране всего не хватает, когда имеются колоссальные бюджетные дефициты, я считаю, что вертикаль государственной власти должна усиливаться. Невозможно в рамках одного города заниматься, скажем, проблемой гидроминеральной базы – муниципальные границы гидроминеральному бассейну не поставишь. Российский федеральный курорт, особо охраняемый эколого-курортный регион Кавминвод, захватывает земли и других субъектов РФ – 30% от 6 тысяч квадратных километров его площади находится в КЧР, 9% – в КБР, а все остальное – в Ставропольском крае. Нарзан мы пьем здесь, а формируется он в землях КЧР. И мы, чтобы нормально работать, подписали соглашение с правительствами КБР и КЧР в области недропользования и природоохраны на ближайшие пять лет. Уже десять лет мы ведем такое направление, как федеральная программа развития КМВ. Почти 4 миллиарда рублей мы уже получили на развитие Кавказских Минеральных Вод, кроме того, на ближайшие пять лет из федерального бюджета выделяется еще 1 миллиард 200 миллионов для того, чтобы у нас был лучший на Юге России международный аэропорт, был построен канализационный коллектор, по полной схеме решено водоснабжение и другие важные для КМВ проблемы. Мы не мешаем работать органам муниципальной власти, а помогаем, подставляем им плечо. И с удовольствием выслушиваем критику в свой адрес, при условии, если она конструктивна, логична и доказательна – хотя иногда надо и нам ежа за пазуху запускать...
– Вами и вашей командой проделана большая работа по созданию положительного имиджа Кавминвод, прежде всего в федеральном центре. С чего вы начинали и что уже сделано?
– Я, 12 лет проработав генеральным директором "Ставрополь-интура", имел определенный опыт в области турбизнеса, рекламы. Курортник – это "турист со знаком качества", а курорты - это очень большой, но все-таки сегмент мирового туристического рынка. И санаторная путевка – это тур-продукт, который нужно уметь продавать. По моей инициативе был создан отдел курортов и туризма, который сегодня ежемесячно анализирует состояние загрузки санаторно-курортной и туристской базы. По итогам года мы стали собирать руководителей санаториев, гостиниц, турфирм и анализировать, кто что сделал и почему один санаторий загружен, а другой стоит пустой. Благодаря улучшению рекламной политики мы уже два года удерживаем полумиллионный рубеж приехавших на наши курорты отдыхающих. Мы регулярно стали посылать наши делегации и выставляться на крупнейших российских и международных туристических ярмарках в Москве, Санкт-Петербурге, Берлине. Сегодня нужно учиться продавать путевки, приглашать гостей – что мы и делаем. Кстати, по инициативе губернатора А. Черногорова в этом году правительство края закупило 32 квадратных метра выставочных площадей на Московской международной туристической выставке, чтобы поддержать малый бизнес – турфирмы, санатории...
– А как обстоят дела с пресловутым "мусорным" вопросом?
– Вопрос работы с твердыми бытовыми отходами – это вопрос вопросов и для администрации КМВ, и для правительства края. Десять лет назад не было такой проблемы, как полиэтиленовые пакеты, которых сегодня в стране огромное перепроизводство, а вопросы их утилизации пока не налажены. Стеклянные бутылки на Кавминводах уже не валяются – их сдают и получают за это деньги. Сейчас мы уже решаем проблему пластиковых бутылок – в городе Лермонтове одно из предприятий занимается их переработкой. Они перерабатывают уже 10 тонн в месяц, а могут до 30 тонн. Единственная проблема – пока еще недостаточно хорошо организованы пункты сбора. В самом Лермонтове есть уже три таких пункта по приему пластиковых бутылок, и в ближайшее время мы откроем такие пункты во всех городах КМВ. Кроме того, сейчас создаются предприятия, которые будут заниматься сбором и переработкой бумаги. Более полугода назад по инициативе губернатора края А. Черногорова, депутата Госдумы РФ В. Катренко и думского комитета по экологии, министра ЖКХ, строительства и архитектуры СК Ю. Тыртышова, администрации Кавминвод рассмотрен вопрос о концепции работы с твердыми бытовыми отходами в регионе. Из федерального бюджета выделяются средства для того, чтобы построить и запустить на Кавминводах шесть мусоросортировочных станций. Тогда и сжигать почти ничего не придется. Я думаю, мы этот проект реализуем.
– Какие недостатки вы видите сегодня в курортной и туристской политике региона, что, по вашему мнению, нужно привнести в индустрию отдыха?
– Во всем мире есть опыт загрузки курортов. У нас же некоторые руководители санаториев считают, что их должны загружать исключительно фонды социального страхования. А о том, что надо самим ездить на турбиржы, заключать прямые договора с предприятиями, они даже не задумываются. Налоговая политика в курортной сфере тоже далека от совершенства – если санаторий акционирован, налог на землю очень высокий, если это санаторий Минобороны или Минздрава – налог значительно меньше. Ну почему должна быть такая разница? Почему бар, маленькое кафе или уютный ресторанчик, который только повышает имидж санаторно-курортного учреждения, открывать запрещено? Ну не клизмами же едиными жив человек? Сегодня есть закон об обороте алкогольной продукции, где прописана такая норма, как запрет на продажу спиртного в лечебно-профилактических учреждениях. Это правильно. А неправильно то, что Минздрав РФ, определяя перечень предприятий, относящихся к лечебно-профилактическим учреждениям, записал туда и санатории. А их следовало бы назвать оздоровительными центрами. Как и в каких количествах курортники употребляют спиртное, все прекрасно знают. У каждого – своя мера. И тем не менее пока лицензионный комитет не дает санаториям права на открытие баров и ресторанов. А в Германии они есть даже в больницах. Зато у нас – не пущать, не положено! И после этого мы пытаемся вписаться в мировые рыночные процессы.
– Виталий Иванович, на Кавминводах множество собственников санкуручреждений. Не мешает ли это развитию региона в целом?
– Я считаю, что единой политики курортного лечения у нас пока нет. У нас 42 собственника санаторно-курортных учреждений. Есть великолепные санатории, есть санатории, которые на ладан дышат. Все хозяева в основном находятся в Москве и оттуда решают, что делать. Минздраву вроде поручено определять методическую политику, но собственник, он и есть собственник – он в Москве продает путевки и там же платит налоги. Для Кисловодска, например, курорт является и градообразующим, и бюджетообразующим фактором. А на деле санатории - богатые, а город – бедный. В целом же то, что есть собственники, хорошо. Я в перспективе все-таки пошел бы на то, чтобы все без исключения санатории стали акционированными. В 51% санаториев контрольный пакет должен остаться за государством, а остальным надо продавать инвестиционные пакеты – акции санатория и инвестиционные задания. Многие акционированные санатории, таким образом, вылезли из нужды. Сегодня всем собственникам не мешало бы сделать ревизию инженерных сетей на территории и внутри санаториев, чтобы к 200-летию Кавминвод привести их в идеальный порядок. Это был бы лучший подарок к юбилею.
– С юбилеем и связан мой последний вопрос. Какие задачи ставит перед собой администрация в свете приближающегося 200-летия Кавминвод?
– В моем представлении подход здесь один – нам надо провести этот юбилей не ради юбилея. Все наши усилия в подготовительный период надо направить на то, чтобы города-курорты стали чище, ухоженнее, чтобы лучше стали дороги, освещение, чтобы были приведены в порядок вся инфраструктура курорта, памятники истории и культуры, зеленое хозяйство. Пользуясь случаем, я хочу сказать спасибо всем краевым и региональным СМИ за то, что они сегодня так много рассказывают об истории Кавминвод. А сам юбилей пройдет не только одним мероприятием. Губернатор принял решение провести очередной день края в 2003 году на Кавминводах и посвятить его юбилею. Кстати, в это же время свое 200-летие будет праздновать и Кисловодск. И в преддверии этих знаменательных дат я хочу еще раз вспомнить строки Указа президента Российской Федерации N 309 от 27 марта 1992 года: "В целях сохранения природных свойств курортов Кавказских Минеральных Вод, всемирно известной местности с уникальными лечебными и оздоровительными факторами, историко-архитектурным и культурным обликом... придать району Кавказских Минеральных Вод статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение в границах округа санитарной защиты курорта...".
27 марта 2002 года