06:00, 27 марта 2002 года

Сменился главный банкир. Что нам с того?

Отставка председателя Центробанка РФ В. Геращенко прошла довольно тихо: вопреки некоторым опасениям рубль практически никак не отреагировал на это событие, хотя были спекулятивные попытки основательно "уронить" российскую валюту по отношению к доллару. Однако ЦБР, чьи золотовалютные резервы составляют сейчас рекордную за последние годы сумму – 37 млрд. долларов, – быстро поправил ситуацию, проведя необходимые интервенции.

Официально В. Геращенко ушел "по состоянию здоровья", но не является секретом, что на его решение повлияло рассмотрение в Думе законопроекта о реформировании ЦБР, существенно урезающего права и полномочия Центробанка. В. Геращенко назвал этот проект "безответственным" и освободил место для ставленника президента - С. Игнатьева.

Новый глава Центробанка уже заявил, что в ближайшие пять лет поэтапно будут отменены валютное регулирование и валютный контроль. Одновременно будет укрепляться банковский надзор, осуществится и переход на международные стандарты бухучета и финансовой отчетности.

С. Игнатьев пообещал создать механизм гарантирования вкладов населения (соответствующий законопроект уже находится в работе). Предполагается, что государственные гарантии по вкладам, помимо Сбербанка, будут иметь и комбанки, которые "отвечают повышенным требованиям по своей финансовой устойчивости". Глава Центробанка также намерен решать проблему дореформенных вкладов населения, но "осторожно, чтобы не подорвать финансовую систему".

Но в целом, конечно, не стоит ожидать, что появление в ЦБР нового главы как-то существенно повлияет на денежно-кредитную и валютно-курсовую политику государства. Рядовым гражданам, если речь не идет об их личном кармане, глубоко безразлична смена главного банкира страны. А вот курс доллара, который уже пересек 31-рублевую отметку, – это уже более актуальная тема. Российская валюта продолжает обесцениваться тревожными темпами, и, несмотря на уверения правительства о росте реальных доходов граждан, многие в этом сомневаются. Походы на рынок, оплата коммунальных услуг убеждают, что жизнь дорожает.

Правительство надеется сохранить инфляцию в этом году на уровне 12-14%, среднегодовой курс планируется 31,5 рубля за доллар, а к концу года – около 33. Реально ли это? Высокопоставленные чиновники утверждают, что да. Но многое, конечно, будет зависеть от цен на наше сырье, в первую очередь нефть. Как бы ни были велики золотовалютные резервы ЦБР, но в отсутствие экономической стабильности без притока нефтедолларов эти резервы – и дефолт 1998 года тому подтверждение – не смогут уберечь рубль от крупных неприятностей.

«Сменился главный банкир. Что нам с того?»
Газета «Ставропольская правда»
27 марта 2002 года