Опасные муниципалитеты
О власти люди судят по тому, насколько хорошо обустроена их жизнь. Вот только не доходит хорошая жизнь до большей части населения. Вроде бы и федеральный центр во главе с президентом в последнее время делают немало для улучшения положения. Вслед за ними подтягиваются и стараются не отстать регионы. А на местах, где в первую очередь должны проявляться эти улучшения, мало что меняется.
Проблема местного самоуправления не нова и имеет давнюю историю. Но история повторяется. Причем в России традиционно в крайних проявлениях – от жесточайшего централизованного регулирования до полной бесконтрольности и хаоса. Остановится ли когда-нибудь маятник истории на золотой середине?
Надлом
События октября 1993 года сейчас уже редко вспоминают, но именно они инициировали спешное принятие Конституции России, в соответствии с которой из системы государственного управления выводилось базовое звено – местное самоуправление.
Власть на местах оказалась в руках тех, кто в тот момент был к ней ближе. Муниципализация городов проходила так же бестолково, как и приватизация многочисленных государственных предприятий. Итог печален. Обезумев от безответственности, большинство градоначальников начали активно заниматься перераспределением несчитанного и немеренного богатства вновь образованных муниципалитетов, последовательно переводя общую собственность под свой или доверенных лиц контроль.
Удивительно, но значительная часть населения считает, что местные власти и сейчас продолжают находиться под бдительным оком государства и что заботятся они исключительно о своих жителях.
На самом деле федеральным и региональным властям какое-то время было трудно по политическим мотивам всерьез заняться муниципалитетами – сами небезгрешны. Теперь же громадный комплекс проблем, порожденных стратегическими ошибками, вынуждает их все чаще обращать внимание на работу органов местного самоуправления.
Вступив в должность президента, В. Путин как-то заметил, что люди не понимают, в каком государстве они живут. И действительно, политика деления государственного управления на федеральное и региональное, с отказом от местных низовых структур, поставила под угрозу само существование государства. Мероприятия по созданию федеральных округов, реформированию Совета Федерации, наведение порядка в региональных структурах управления начинают давать результаты. Уже с первого заседания Госсовета России в повестке дня стояли вопросы об улучшении работы муниципальных образований. Каких-либо ясных решений пока нет, но работа в этом направлении идет активно.
Мэр столицы Ю. Лужков, комментируя первое заседание Госсовета России, говорил о том, что государство запуталось с местным самоуправлением. И это – в Москве, где нет и сотой доли проблем, характерных для глубинки.
Да и наш земляк А. Солженицын, которого нельзя отнести к числу людей, не понимающих происходящего, как активный сторонник укрепления местного самоуправления не забывает подчеркнуть в своих выступлениях, что местную власть нельзя отрывать от государства, как это имеет место сейчас.
Назад в государство?
Из письма обер-прокурора К. Победоносцева императору Александру III (18 апреля 1886 г.).
"...Предполагается учредить в уезде по участкам единоличные власти, в виде земских начальников, не по выбору, а по назначению...
...Необходимо устроить в уезде для надзора за волостными делами единоличную власть. Необходимо изменить нынешний характер земских учреждений, безответственных, отрешенных от центральной администрации и предоставленных всем случайностям выбора".
Порядок формирования органов местного самоуправления, система выборов, учет мнения граждан, не говоря уж об отзыве местных чиновников, у избирателей вызывают только недоумение.
Прав у жителей муниципальных образований по отношению к местному руководству меньше, чем у рабочего к администрации приватизированного завода.
Губернатор А. Черногоров не скрывает свое негативное отношение к "муниципализации", что, в общем, понятно. В начале его деятельности создавалась альтернативная модель в виде государственных (районных) администраций. Но уже в январе 1999 года вопреки логике вышел краевой закон, согласно которому введена в действие нелепая норма: "Территориальные органы исполнительной власти Ставропольского края действуют в границах одного или нескольких административных районов, кроме городов краевого подчинения".
Это значит, что многие государственные полномочия просто брошены, как и население этих городов. Жителям не осталось ничего, кроме как обращаться со своими проблемами к вышедшим из доверия муниципальным чиновникам. В том числе даже с теми проблемами, решением которых обязано заниматься государство, а не местные власти.
Куда же делось государство? А если люди не желают иметь дело с муниципальными властями? Как им вернуться под "крыло государево"?
Оглядываясь назад
Жизнь не стоит на месте. Пришло время задуматься над возможностью организации в крае региональных государственных округов по аналогии с федеральными.
Речь идет не о создании еще одной властной надстройки, а о сокращении потерявшего бюджеты районного звена госуправления. Компактные окружные структуры, финансируемые по сметам из краевого бюджета, могли бы заниматься координацией работы своих подразделений, имеющих вертикальную ведомственную подчиненность и работающих при муниципалитетах. Другими словами, осуществлять государственный контроль за десятками государственных функций, к выполнению которых муниципалитеты по законодательству отношения не имеют: работы по землеустройству, инвентаризация недвижимости, выделение госсубсидий, пособий, регистрация предпринимательской деятельности, полное среднее образование и т. п.
Такая конструкция позволит перевести органы местного самоуправления на качественно новую базу, отличную от районной по привычным параметрам, с более гибкими формами управления. Отсутствие привязки к старым районным госструктурам позволит работать этой конструкции как в городах, так и в межпоселенческих территориальных образованиях.
Да и прецедент в крае уже есть. Опыт, накопленный при управлении нашими курортами, обнадеживает.
Конечно, спешить, как, впрочем, и медлить, в решении таких вопросов нельзя. Федеральный центр уже вплотную подошел к пониманию многих проблем муниципального и регионального управления. Значит, и в крае требуется серьезная подготовительная работа по изменению законодательства, в том числе – избирательного, которое во многом лишено здравого смысла и, судя по результатам последних выборов, отвергается населением.
Не дожидаясь изменений в законодательстве, губернатору необходимо срочно назначить своих представителей при муниципальных администрациях городов и районов. Деятельность таких представителей сосредоточить на контроле исполнения государственных функций, расходования финансов, выделенных на эти цели, анализе и передаче информации о положении дел в муниципальных образованиях.
Права и обязанности этих представителей целесообразно определять губернатору без учета мнения муниципалитетов в части не переданных им по закону полномочий.
Но население муниципалитетов обязательно должно иметь возможность контакта с государственной властью в лице этих представителей. Это, пожалуй, будет единственная прямая связь с государством для влияния на местных руководителей при отсутствии правового механизма их отзыва.
От редакции:
Конечно, опубликованное мнение достаточно спорно. Но проблема, поднятая автором, очень актуальна. И мы надеемся, что эта публикация положит начало дискуссии об организации системы власти в нашем крае.
26 марта 2002 года

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
