Путешествие во времени. Следующая остановка – будущее
Эдуард КОРНИЕНКО (фото)
Ни пронзительно-холодный, совсем не весенний ветер, ни долгие часы ожидания не помешали этой необычной встрече на железнодорожном вокзале Ставрополя. Когда черноту сгустившихся на глазах сумерек прорезал радостно-ликующий гудок паровоза, а ослепительно-яркий "глаз" чудо-машины понесся прямо нам навстречу, на перроне разнеслось искреннее "ура!". Пришелец из прошлого элегантно-точно затормозил почти напротив вокзального здания и замер величественно, позволив наконец разглядывать себя всем желающим. И хотя состав явился с опозданием на три часа, сразу скажу, что добрый старый паровоз тут абсолютно ни при чем. Он был явно в отличной "рабочей" форме. Жаль только, погостил недолго. Но таковы правила этого удивительного ретро-тура: для путешественников главное – сам процесс движения по определенному маршруту и на определенном виде машины. С совершенно особенными остановками, которые в данном случае называются фото-стопами. Человеку, далекому от техники вообще и железнодорожной в частности, это трудно понять. А для знатока истинный кайф, например, просто постоять рядом с локомотивом образца 30-х годов прошлого столетия или даже хотя бы услышать его "голос". Именно такие знатоки и пришли встречать на вокзал поезд под номером 5402, прибывший из Киева. Среди них преобладали члены местного клуба "Локотранс", действующего при станции Ставрополь.
Как рассказывает председатель клуба Олег Сергеев, для них эта встреча интересна вдвойне. Прежде всего потому, что есть возможность пообщаться с единомышленниками из Англии, составившими группу путешественников. А еще потому, что в клубе давно зрела идея организации своего ретро-тура, и опыт украинских коллег, несомненно, пригодится на практике. Фирма "Джерело" (Украина) имеет более чем десятилетний стаж в этой области, но на Юге России ее поездов еще не было ни разу. Таким образом, сошлись воедино интересы нескольких сторон. Ведь и гостям из "Локомотивного клуба Великобритании" тоже было любопытно пообщаться с российскими фанатами железнодорожной истории. Фанатами, разумеется, в лучшем смысле слова. А Олегу Сергееву с его командой было что показать в ходе пусть непродолжительной, но весьма полезной беседы-экскурсии, состоявшейся в небольшом, с трудом вместившем всех помещении Музея клуба "Локотранс".
Сегодня таких объединений по России немало, но вот похвастаться собственным музеем, готовыми экспозициями работ моделистов могут очень немногие. Недаром Ставрополь, при всей своей, не в обиду будет сказано, железнодорожной тупиковости, называют едва ли не южной столицей российского моделизма. Достаточно сказать, что сама стационарная экспозиция музея задумана с размахом, с желанием охватить основные этапы железнодорожной истории в Европе и России. И хотя до ее полной готовности еще надо поработать, членам клуба есть чем похвалиться. Миниатюрные – в масштабе 1:120 – составы всевозможных видов уже "курсируют" по заданным маршрутам, приводя в восторг знатоков точностью деталей, а широкую публику – явно занимательным характером "живых" экспонатов. Но тем и привлекательны подобные клубы, что они вовсе не замыкаются в своем узком мирке, а дают человеку возможность расширить круг общения. Приобретя опыт подвижной выставки в Минеральных Водах, клуб "Локотранс" намерен и далее раздвигать рамки своей деятельности. А именно – организуя на участках Северо-Кавказской железной дороги ретро-туры для российских путешественников. Подчеркиваю - российских, а не заграничных. На сей счет у О. Сергеева есть собственная теория, вкратце сводящаяся к тезису: кому как не самим русским интересна история России? Да, есть фирмы, специализирующиеся на обслуживании богатых туристов, и есть так называемый дорогой туризм, когда на вокзалах Москвы можно при желании заказать "Президент-экспресс" со всяческими прибамбасами для любителей экзотики в сочетании с комфортом.
Здесь речь принципиально о другом. Первый в России ретро-поезд для среднего обывателя предполагается провести по южнороссийским веткам 8-12 мая этого года. В нем, помимо членов клуба, хотели бы участвовать ветераны-железнодорожники – те самые знатоки и ценители. Приглашаются также все, кто захочет услышать вот такой гудок паровоза и ощутить себя путешественником во времени. Впрочем, доехать, допустим, до Армавира в гости к родне сможет на этом же поезде и любая бабуся с обычным билетом в кармане... А поезд, высадив ее, помчится дальше из прошлого в будущее, веселя сердца оставшихся пассажиров.
Как раз вот с такими веселыми лицами выходили на перрон в Ставрополе члены "Локомотивного клуба Великобритании", предводительствуемые сэром Брайеном Гарвином. Просим приостановиться одного из 35 путешественников, который представился жителем города Ковентри Робертом Стоутом. Он профессиональный железнодорожник, но стаж ретро-поездок у Роберта пока небольшой. В России вообще впервые. Войти в состав экспедиции побудило желание посмотреть нашу страну и, разумеется, машины, которые могут показать российские коллеги. Очень доволен ходом поездки, встречами в пути. При этом желания увидеть Ставрополь не высказывалось ни им, ни другими гостями: их цель – не города, а ветки, станции, перегоны, локомотивы, маневры и т. п. Потому с энтузиазмом принялись разглядывать экспонаты ставропольского музея клуба, завязался оживленный диалог, в итоге выходили многие члены группы с ценными приобретениями – старыми фирменными табличками поездов - "рашен колорит"! Далее их путь лежал обратно из Ставрополя в Ростов, а затем Киев. Сопровождающий группу замдиректора фирмы Б. Калашников более серьезен, внимательно присматривается, прислушивается. Ему важно выяснить привлекательность Юга России для новых ретро-туров, ведь уже в июне он собирается привезти к нам группу немецких тепловозников – любителей и знатоков тепловозов.
– Для большинства этих людей путешествие стало образом жизни, - говорит Олег Сергеев. – Пассажиры наших ретро-поездов, если удастся все, как задумано, будут несколько иными. Посмотрите, сегодня полстраны мечется в поисках чего-нибудь интересного и доступного одновременно. Кто-то едет за красотами Карелии, кого-то привлекает неделька рыбной ловли на южноуральских озерах, кому-то мила лесная сторожка и охота на дикого кабана... Наверняка можно пробудить такой же интерес и к нашему краю, его природным и историческим раритетам. И не за доллары, а вполне доступные суммы в рублях.
– Людям сегодня хочется чего-то подлинного, настоящего, - добавляет член клуба, преподаватель лицея Александр Семенов. – А тут самый настоящий "живой" паровоз! Прямо мурашки по спине – до чего здорово...Думаю, мы еще не совсем доросли понять это, но дорастем обязательно.
Всякое новое дело обычно с трудом пробивает себе дорогу. Хочется верить в успех очень интересной, на мой взгляд, затеи "Локотранса". Насколько богаче – во всех отношениях – станет наша жизнь, в которой займет достойное место и ретро-туризм. И помчит вперед веселый паровоз – прямо из прошлого в будущее.
23 марта 2002 года