Кому достанется хрустальный пеликан?
Чуть больше месяца осталось до начала проведения в Ставрополе краевого этапа всероссийского конкурса "Учитель года России-2002". О том, каким он будет, наш корреспондент беседует с членом краевого оргкомитета конкурса, ректором Ставропольского института повышения квалификации работников образования Валентиной Вишняковой.
– Валентина Федоровна, каким вырисовывается конкурс, что уже сделано, что еще нужно подготовить?
– Сделано многое. Есть 34 заявки на участие от победителей городских и районных этапов "Учителя года-2002". Мы вызывали их в краевой центр, где на базе нашего института для них прошли специальные курсы повышения квалификации. С претендентами работали лучшие преподаватели-предметники, ученые, психологи. Кроме учителей, в этом году приедут соревноваться и воспитатели – их девять человек, они образуют отдельную номинацию.
Средний возраст будущего участника конкурса – 33 года, стаж – до десяти лет, хотя есть и совсем молодые. Обычно журналистов интересует, будут ли мужчины-конкурсанты. Будут. Их трое, один заочно учится в аспирантуре.
Но, конечно, организационной работы еще много, наш оргкомитет собирается постоянно.
– Чем конкурсный марафон этого года будет отличаться от предыдущих?
– Мы пересматриваем целый ряд оценочных критериев. В частности, оценку урока. В прошлом году наивысшее количество баллов за содержание и научность, которое мог получить конкурсант, составляло лишь небольшую часть общей оценки, что-то 20 процентов. В результате можно было даже сделать в ходе урока фактическую ошибку, но выехать на чем-то другом, на эмоциональности, скажем.
– К тому же иногда еще ложно понятой эмоциональности... Я тоже вспоминаю конкурсные уроки. Учительница определила тему как знакомство с творчеством нашего земляка, прекрасного поэта Ивана Кашпурова, а для создания колорита превратила урок в подобие деревенской вечерки. Пела, плясала замечательно, а стихи Кашпурова выпали из внимания – и ее, и учеников.
– Вот, чтобы видеть, чему учитель может научить, как он работает у себя в школе каждый день, насколько он профессионален, мы и пересматриваем критерии оценок. Для этого же, для более объективного судейства, изменен и состав всех жюри. В них будет больше ученых, представителей вузов, докторов и кандидатов наук. Раньше председатели Малых (предметных) жюри входили в Большое, которое определяло главных победителей. Теперь этого не будет: Большое жюри абсолютно автономно и самостоятельно.
– Среди конкурсантов этого года нет ни одного преподавателя информатики. Странно, если учесть, что мы так много говорим о компьютеризации школы...
– Но ведь такая же картина и на всероссийском конкурсе в Москве - там в прошлом году был лишь один учитель информатики. Поколение преподавателей, которые сперва учили детей "на пальцах", а потом на очень устаревшей технике, погоды в школьном образовании не сделало. Современные компьютеры в школы только пошли. Этим летом всех преподавателей информатики мы переобучили на курсах повышения квалификации, в крае создан Интернет-центр, так что ситуация должна измениться...
– Как вам кажется, что происходит с уровнем краевого конкурса - он растет, падает?
– Самыми яркими, на мой взгляд, были конкурсы начала девяностых, первые. Тогда число участников краевого этапа было неограниченно, и я помню, как заявления подали сто три человека... Среди них были очень зрелые педагоги, мастера.
Теперь участвуют в конкурсе все больше молодые учителя, в прошлом году на краевой этап выставили учительницу, которая и года в школе не проработала. Молодость и энтузиазм – хорошее дело, но без опыта нет мастерства...
– Но, чтобы привлечь мастеров, нужно их заинтересовать. Мне попалась недавно книга о московском городском "Учителе года". Там в качестве привлечения педагогов к участию называется и такой фактор, как информирование педагогической общественности о том карьерном росте, который произошел с участниками конкурса. Как с этим у нас?
– И у нас нормально: бывшие конкурсанты становятся потом директорами и завучами, работниками отделов образования, кто-то преподает в вузе, кто-то защитил диссертацию... Вы правы, говорить об этом нужно чаще.
22 марта 2002 года