06:00, 16 марта 2002 года

ЖКХ: выбор должен определять здравый смысл

БЛАГОПОЛУЧИЯ И ДОБРА!

Губернатор края А. Черногоров тепло поздравил с профессиональным праздником работников ЖКХ и бытового обслуживания населения. Жилищно-коммунальная отрасль, говорится в поздравлении, "опорный пункт" хозяйственной жизни страны и края. Тем более отрадно, что Ставрополье занимает лидирующие позиции в обновлении и перестройке жилищно-коммунального хозяйства, чему способствует и внимание властных структур к его проблемам: объем бюджетных средств, предназначенных для социальной защиты жителей края, увеличен в этом году по сравнению с прошлым в 10 раз...

Губернатор пожелал работникам важной службы счастья, благополучия и добра.

Не менее тепло отнесся к ним и председатель Госдумы края Ю. Гонтарь. Он выразил надежду, что вместе будут преодолены все сложности времени, ставропольцам будут созданы современные условия для жизни, города и населенные пункты станут благоустроенными и красивыми.

Работников отрасли также поздравил заместитель председателя правительства края, министр ЖКХ, строительства и архитектуры Ю. Тыртышов, напомнив им не только о трудностях, но и об успехах, о том, что в канун праздника многие награждены государственными и отраслевыми наградами, чего безусловно заслуживают за свой труд.

Пришло поздравление и от первого заместителя председателя правительства – министра экономического развития и торговли СК В. Гаевского в адрес работников сферы бытового обслуживания. Сейчас в этой от-расли, говорится в поздравле-нии, трудятся 15 тысяч человек, около двухсот являются заслуженными работниками бытового обслуживания населения РФ, многие за свой труд получили другие награды. Министр выразил им свою благодарность за преданность профессии, добросовестное отношение к делу, пожелал мира и добра.

***

К сожалению, наши дома и существующая коммунальная инфраструктура из года в год не становятся новее, а тарифы на услуги растут. Дефицит бюджетных средств на одной чаше весов и несостоятельность многих граждан оплачивать ЖКХ-услуги в полном объеме – на другой чаше. Что перевесит? И есть ли другой вариант достойного обустройства нашего повседневного быта помимо этой тяжбы двух кошельков – государственного и народного?

Об этом и о многом другом рассказывает заместитель председателя правительства Ставропольского края, министр ЖКХ, строительства и архитектуры края, председатель координационного Совета руководителей ЖКХ субъектов РФ Ю. Тыртышов.

Cегодня свой профессиональный праздник коммунальники встречают в непростой ситуации. В новой российской экономике реформируемая не первый год жилищно-коммунальная сфера до сих пор выглядит заповедником старых методов хозяйствования, плановой убыточности и "проедания" фондов. Отсюда главные причины всех наших бед.

Модель современного ЖКХ выглядит следующим образом. Тарифы не покрывают в полном объеме затраты на производство услуг. Они возмещают лишь чуть более 70% наших производственных издержек. Другая часть издержек должна компенсироваться из бюджетов. Однако на протяжении последних лет дотации предприятиям закладывались в бюджетах на уровне 20-25% от необходимого. В наиболее благополучном бюджете текущего года дотации обеспечены в объеме 71% от потребности.

К этому прибавьте жилищные субсидии и льготы, которые также не возмещались нашим предприятиям в полном объеме.

Можно ли в такой ситуации всерьез говорить о развитии конкуренции и привлечении в отрасль инвестиций со стороны?..

Любой здравомыслящий экономист сегодня скажет, что от бюджетного дотирования "коммуналки" надо отказываться. В утвержденной в ноябре 2001 года новой подпрограмме реформирования и модернизации ЖКХ, которая будет реализовываться в рамках программы "Жилище", стратегия реформы выдержана именно в этом ключе. Документ очень тщательно проработан и жизнеспособен. Другое дело, что дискуссии по поводу недопустимости дальнейшего повышения тарифов для населения продолжаются. И это тоже понятно: даже если коммунальная отрасль, не критикуемая сегодня только ленивым, полностью изменит свой облик, запомнится не это – запомнятся имена реформаторов.

В текущем году параметры финансирования отрасли из бюджета края и федеральные трансферты просчитаны исходя из 90-процентного уровня покрытия затрат тарифами для населения. Запланировано и удорожание энергоносителей. Поэтому рост коммунальных тарифов в течение года неизбежен. Но, как мне кажется, 90-процентный уровень можно было бы на ближайшие несколько лет оставить предельной отметкой, не заставляя потребителей оплачивать услуги в полном объеме. На этот счет ведутся консультации с губернатором края.

Я лично с февраля перешел на стопроцентную оплату услуг и заплатил 967 рублей. Не столько хочу личным примером подтолкнуть и других состоятельных жителей края к этому шагу, сколько считаю, что все действия, которые я предпринимаю, должен проверять собственным опытом.

При этом я хочу особо подчеркнуть, что коммунальные расходы семьи не должны быть чрезмерными и малообеспеченным должна оказываться государственная поддержка. У нас в крае программа предоставления жилищных субсидий при оплате услуг будет расширяться. В этом году, в частности, сумма средств, предусмотренных в краевом бюджете под жилищные субсидии, увеличена в десять раз – она составляет около 329 млн. рублей.

Министерством ЖКХ, строительства и архитектуры края совместно с другими заинтересованными министерствами разработан новый порядок предоставления субсидий, но, за малыми уточнениями, основа механизма предоставления субсидий осталась прежней. Субсидируется та часть платежа, которая превышает предельно допустимый уровень - 22% от совокупного дохода семьи. Сейчас рассматривается вопрос о возможности сниженного "плавающего" процента.

Хочу напомнить, что правом на получение субсидий наделены все граждане независимо от формы собственности жилья. Жильцам ведомственных домов субсидии будут предоставляться на основе договоров с собственником жилфонда. Причем имеющаяся задолженность не препятствует начислению субсидии. Ограничениями могут выступить лишь наличие второго жилья, сдача помещений в поднаем или, например, отсутствие официального статуса безработного.

Качество услуг, их стабильная поставка, меры ответственности - все это до сих пор жестко не урегулировано. Ни в России, ни в крае не принят основной документ отрасли – "Закон о жилищно-коммунальном хозяйстве". Его принятие – главное, с чем выйдет наше министерство в новый профильный комитет Госдумы края.

Абсолютно очевидно и другое: без модернизации основных фондов, замены ветхих сетей, реконструкции котельных, ремонта крыш "коммуналка" не перестанет работать в аварийно-спасательном режиме. Объявленный в крае Год ЖКХ помог нам заострить внимание руководителей государственных и муниципальных предприятий, глав городов и сел на этой проблеме. В ходе подготовки отрасли к зиме объемы восстановительных и профилактических работ значительно превысили уровень прошлого года.

Ветхих тепловых сетей было заменено в 1,5 раза больше, чем в 2000 году, в водопроводно-канализационном хозяйстве было заменено и капитально отремонтировано в 2 раза больше сетей по сравнению с предыдущим годом. В общей сложности в крае было заменено и капитально отремонтировано около 140 км коммунальных трубопроводов. В электроснабжающем хозяйстве капитально отремонтировано и реконструировано около 270 км линий электропередачи.

За прошлый год значительно пополнился парк специализированной техники. Были закуплены и распределены по районам и городам топливозаправщики, автопогрузчики, тракторы, мусоровозы, газонокосилки, вакуумные машины, трубоукладчики. Всего более ста машин – рекордная за последние десять лет цифра. И уже в этом году закуплено новой спецтехники на 9 млн. рублей. Обсуждаются планы лизинговых поставок техники для уборки улиц городов краевого значения.

В задачах нашего министерства на 2002 год – реализация трех крупных программ в жилищно-коммунальной сфере: программы "Кровля", программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фондов и страхования объектов жилищно-коммунального назначения. Утвержден и перечень неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах, пострадавших в результате оползней, природных стихий и техногенных аварий.

Кроме того, не остановятся работы на крупнейшей стройке края - строительстве новой системы водоподачи г. Ставрополя. Будут продолжены мероприятия, направленные на увеличение мощности Малкинского группового водопровода. Предусмотрена реконструкция главной насосной станции Кубанского водопровода, обеспечивающего водой города Кавминвод. Будет продолжена реализуемая в крае уже два года подряд программа улучшения водоснабжения сельских населенных пунктов. Кроме того, определен перечень работ по развитию канализационных сетей, продолжится реконструкция и расширение очистных сооружений канализации г. Минеральные Воды, ст. Курской, некоторых других населенных пунктов края. Надеюсь, нам удастся продвинуться и в деле реконструкции Пятигорского теплоэнергетического комплекса.

Лимиты капитальных вложений по объектам ЖКХ в бюджете края составляют 112 млн. рублей.

Уникальный опыт нашего края состоит в том, что начиная с 1997 года мы проводили реструктуризацию отрасли, создавали на краевом уровне интегрированные структуры в виде государственных унитарных предприятий. Я остаюсь убежденным сторонником сохранения за государством функций контроля и управления системами жизнеобеспечения, проведения через структуры ЖКХ государственной социальной политики, несмотря на то, что программа реформы открывает путь для массовой приватизации коммунальных предприятий.

Беседовала Л. ВОРОБЬЕВА
«ЖКХ: выбор должен определять здравый смысл»
Газета «Ставропольская правда»
16 марта 2002 года