06:00, 7 марта 2002 года

Торт, да не тот

Украшение любого праздничного стола – торт, а тем более "Птичье молоко". Стоит сказать, что с его появлением в продаже потеряло актуальность выражение "только птичьего молока и не хватает", означавшее предел благосостояния. Странновато, правда, оно звучало в стране вечного дефицита, но вскоре эту несообразность перестали замечать. Не до того было, ведь за полюбившимся лакомством в советские времена приходилось выстаивать огромные очереди. Сегодня купить знаменитый торт не проблема: не счесть предприятий, его выпускающих. Однако это обстоятельство скорее огорчает, чем радует.

Напомним, что лакомство стали выпускать в конце 70-х на фабрике "Рот-Фронт" в качестве эксперимента. Но из-за сложности технологии это были мизерные партии. Как ни странно, но даже в те годы рецептурную документацию на "Птичье молоко" в Министерстве пищевой промышленности СССР почему-то не утвердили. Случай из разряда курьезов. Плачевные последствия этой оплошности мы и пожинаем сегодня.

Шло время, менялась экономическая ситуация в стране. Сырье дорожало. Чтобы удержать доступные цены, производители стали экономить на шоколаде, да впрочем, на всем, что угодно. Мало кто тогда мог предположить, что этот первый компромисс окажется началом бесконечной цепочки преображений торта – подчас до полной неузнаваемости.

За эти годы многие сладкоежки отвернулись от "Птичьего молока", а его почитатели весьма придирчиво выбирают место покупки и предприятие-изготовитель. У этих кондитерских изделий нередко общим оказывается лишь название. А внешний вид, вкус, состав – совершенно разные. Ведь промышленной рецептуры на торт "Птичье молоко" как не было, так и нет. И каждый производитель волен воссоздавать ее сам. Вот и ваяют кто во что горазд. А тысячи потребителей оказываются обманутыми в своих ожиданиях.

И тем не менее в НИИ кондитерской промышленности РАСХН, идя навстречу многочисленным обращениям – жалобам покупателей, попробовали выступить в роли третейского судьи и дать совет, по каким признакам можно найти приличный торт. Вид и высота могут быть самыми различными. Главная подсказка – в информации о содержании продукта. Если там значится "суфле сливочное", такой торт можно смело покупать. Как показывает практика, его умудряются делать и цитрусовым, и медовым, и с ягодными ароматизаторами.

Истинное же "лицо" этого кондитерского изыска - ароматизированное ванилином суфле на основе сливочного масла и сгущенки с нежным сливочно-ванильным вкусом и особым ароматом. Тесто напоминает песочное, но гораздо нежнее и не крошится. Непременным условием должна быть шоколадная глазурь сверху. Только купив именно такой торт, вы оправдаете немалые деньги (до 200 рублей), отданные за него по случаю праздника или какого-то семейного торжества.

Татьяна СЛИПЧЕНКО(при содействии краевого управления госинспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей)
«Торт, да не тот»
Газета «Ставропольская правда»
7 марта 2002 года