Дороги становятся лучше. Без дураков...
В прошедшую пятницу в Ставрополе состоялось совещание работников дорожной отрасли края. С основным докладом выступил начальник управления автомобильных дорог В. Елистратов, в совещании приняли участие губернатор края А. Черногоров, заместитель председателя правительства, министр промышленности, транспорта и связи Г. Клюшников, первый заместитель председателя Госдумы края И. Прокопенко.
Дорожное хозяйство Ставрополья представляет собой многоотраслевую, постоянно развивающуюся систему. Достаточно сказать, что на балансе управления дорожного хозяйства сейчас числятся 6834 километра автодорог, 411 мостов и путепроводов, а дорожное строительство и обустройство автотранспортных артерий ведут больше 40 подрядных и субподрядных строительных организаций с общей численностью работающих более 3500 человек. Причем так работающих в последние годы, что это заметно любому жителю края, а не только автомобилистам, главным пользователям автодорог. Темпы строительства и ремонта впечатляют: за три последних года этих работ произведено столько, сколько за предыдущие двадцать лет вместе взятых.
В своем докладе В. Елистратов подчеркнул, что это стало возможным благодаря финансированию из бюджета дорожного фонда края, субвенциям и субсидиям из федерального бюджета. Только в прошлом году на техническое перевооружение и обновление парка дорожных машин направлено 58 млн. рублей. А что касается самих дорог, то в прошлом году, например, их введено 45,3 км: 20,8 км – новое строительство и реконструкция и 24,5 км – маршрутный ремонт. В план первоочередных действий губернатора были включены 23 объекта, работы по этому плану выполнены на 204 процента.
Однако дорожники считают, что наряду с количеством должно повышаться и качество. Оно сейчас является основным критерием при конкурсном отборе подрядчиков, внедряется научное сопровождение строительства и реконструкции, на предприятиях отрасли ведется контроль по сквозному циклу и так далее. Однако самокритично было заявлено, что подрядные организации слабо еще внедряют новые технологии и материалы.
Особое внимание на совещании было уделено и финансовому состоянию организаций. На начало прошлого года 21 предприятие имело отрицательный баланс, но на конец года таких осталось шесть. Докладчик назвал не только объективные причины, но и субъективные. Главное – в снижении затрат, в том числе переход на энергосберегающие технологии.
Тревожную ноту в ход совещания внесли выступления в прениях. Так, руководитель Минераловодского ДРСУ А. Чернов и другие его коллеги, говоря о том, что в последнее время дорожная отрасль возрождается, считали, что этому возрождению и бурному развитию дорожного строительства может прийти конец с отменой дорожного фонда, а эта "операция" намечена, как известно, на 2003 год. Бюджетная бочка, считают дорожники, с большими провалами, как бы в них ни утонула и дорожная отрасль... Это, пожалуй, самая серьезная проблема, которая волнует специалистов и руководителей. Но есть и другие. Это взаимоотношения с местными органами власти, несанкционированные свалки на дорогах, варварство по отношению к дорожным знакам и т.д. Или взять такой вопрос. Сейчас все сельские дороги берутся под опеку ДРСУ, однако не отрегулирован вопрос с землей под ними... Проблем много, и каждая требует решения на своем уровне, подчас самом высоком. По мнению собравшихся, многие негативные моменты и нестыковки были бы устранены, если бы был принят, наконец, федеральный закон о дорогах. Но его нет и, бог весть, когда будет. Многие предлагали принять такой краевой закон.
Выступая на совещании, губернатор А. Черногоров сказал дорожникам не только спасибо за уже сделанную ими работу, но и высказал свои пожелания. По его мнению, большего внимания требуют содержание дорог и вся их инфраструктура. Кстати, последняя могла бы вся быть в руках у дорожников, приносить им дополнительные доходы, но находится у совсем иных людей, которые только порочат придорожный сервис. Высказал губернатор и свою мечту: чтобы основные магистрали имели три полосы, шире были обочины, чтобы разметка соответствовала лучшим образцам (в пример ставился Краснодарский край) и так далее. Он поддержал мнение участников совещания о том, что в отсутствие федерального нужен краевой закон о дорогах и выразил готовность работать над ним вместе с депутатами Госдумы края.
27 февраля 2002 года