"Военная тайна" и как о ней узнал наш корреспондент
Флаг Буденновска, обдуваемый чеченским ветром, отчетливо виден уже ни подлете к Ханкале. Ежедневно здесь приземляются десятки винтокрылых машин, на которых летчики Буденновского вертолетного полка выполняют оперативные задания командования Объединенной группировки: доставляют ПШГ – поисково-штурмовые группы – в далекие горные ущелья, вывозят раненых, сопровождают колонны.
Чтобы почувствовать ритм войны, достаточно постоять возле открытой двери пункта руководителя полетов. Командам подполковника Руслана Д. подчиняются все вертолеты, находящиеся в воздухе. А это не только машины полка, но и борта МВД, ФСБ, МЧС, выполняющие свои задания. И, чтобы не было чехарды в воздухе, Руслану практически круглые сутки приходится находиться на КП, регулировать все взлеты-посадки.
В день нашей встречи полеты продолжались до пяти утра. В настоящее время в борьбе с боевиками вертолеты активно используются и в ночное время. На бортах устанавливаются тепловизоры, специальные приборы, которые могут зафиксировать место недавно горевшего костра или перемещающиеся в горах группы людей. Как только цель обнаружена, по этому квадрату наносит удар дальнобойная артиллерия или НУРСами – сами вертолетчики. Подобная тактика срывает планы боевиков, привыкших к безнаказанным ночным перемещениям по горным дорогам.
Смотрю на часы: 11.45. На посадку заходит темно-зеленого цвета Ми-8 с настежь открытыми левой передней и задней правой дверьми. Сразу после приземления из них на полосу выпрыгивают крепыши с пулеметами в руках. Все ясно – с задания вернулась очередная ПШГ. Улыбаясь, навстречу идет командир экипажа Влад Г. На плече автомат, под летной курткой топорщится "разгрузка". На поясе – здоровенный кинжал. К чему он, я так и не понял, но то, что в Ханкале это "писк моды", видно по разнообразию ножей и кинжалов, носимых летным составом. Все-таки летчики – большие дети...
Влад только что вернулся из юго-восточной части Чечни, где находится Ведено – вотчина Басаева. У него две новости - перевозимая им ПШГ завалила в горах дикого кабана и вечером можно рассчитывать на часть окорока. И еще его поразила "расторопность" местных жителей. Не так давно там был подбит и сгорел вертолет (к счастью, обошлось без жертв). Но от оплавившихся обломков через несколько дней ничего не осталось. Так что и в горах есть спрос на цветмет.
12.30. Прошу Руслана узнать, где находится вертолет майора Александра Ч. Он показывает рукой в самый конец полосы, где с замедлением вращаются лопасти приземлившегося Ми-8. Саньке не повезло. Это видно даже внешне. В 1999 году на борту его вертолета встречал Новый год В. Путин, который пытался тогда долететь из Махачкалы в Гудермес. Правда, из-за сильного тумана они так и не приземлились. Но теперь Саньке часто доводится перевозить высшее военное командование. А это утомительное ожидание приказа на вылет, когда нельзя вздремнуть, немного расслабиться. Постоянная боевая готовность.
Перед командировкой в Ханкалу Александр стал холостяком, и теперь он объект постоянных шуток и приколов со стороны товарищей. Но, судя по тому, что ему, единственному за нашим обеденным столом, принесли стакан сметаны, к его "холостяцкому статусу" немалый интерес проявляет обслуживающий женский персонал.
14.00. Командир полка Сергей К. встречает прибывший из Буденновска борт. На нем подарки к 23 февраля от районных и городских властей – минеральная вода, сигареты, сладости, конверты, ручки. Половина – вертолетному полку, другая – расположенному по соседству подразделению 205-й мотострелковой бригады. Не забывают буденновцы о своих солдатах и офицерах. Таким подаркам в Ханкале всегда рады.
Вернувшись на КП, командир показывает характерные отверстия в вагончике. Иногда перестрелка начинается буквально в нескольких сотнях метров, и шальные пули долетают до расположения вертолетчиков. Мы вспоминаем, что прошлой зимой, когда ночевали в этом вагончике, на месте пробоин стоял холодильник. Теперь его нет, и потому пуля прошла насквозь. Неприятно...
15.20. Навстречу идет майор, помощник командира по воспитательной работе. Судя по довольному лицу, Сергей знает о какой-то военной тайне. Придется "колоть". Идем к нему в комнату общежития. Обходя лужу, сообщаю о случайно оказавшейся в моей сумке бутылке пива. Сергей достает привезенных из дому сушеных окуньков и, очищая их, выдает "военную тайну". Оказывается, на 23 февраля полку "по разнарядке" выделяется по пять грамот и благодарностей от командующего округом. А наиболее отличившиеся получат медали "За воинскую доблесть". Значит, будет повод выпить за праздник. Но пока это "секрет"...
Ханкала – Буденновск
22 февраля 2002 года