Бюджет принят
Принятие бюджета – главный итог состоявшегося вчера заседания Госдумы края. Его ждали с особым нетерпением. И потому, что вот уже два месяца край вынужден существовать в пределах весьма ограниченных средств, финансируя все расходы по 1/12 от параметров прошлого года. И потому, что это первая серьезная проверка для нового состава депутатского корпуса Думы, возможность увидеть, кто есть кто.
Дебаты по бюджету предварил своим посланием губернатор края А. Черногоров. А об основных параметрах главного финансового документа края доложила зампред ПСК – министр финансов Т. Погорелова. По сравнению с прошлым годом размер бюджета вырос и составляет более 9,5 миллиарда рублей. Собственные доходы края в нем планируются в размере 5,2 млрд. рублей, средства федерального бюджета – 3,2 млрд. Край сегодня практически самодостаточная территория. Деньги, собираемые на Ставрополье и перечисляемые в федеральный центр, значительно превышают получаемые из Москвы трансферты и субвенции. Но бюджетная политика российского правительства такова, что решениями федеральных властей предопределены не только доходы, но и распределение почти 90 процентов расходной части бюджета. К примеру, это расходы на повышение зарплаты бюджетникам – 2,2 млрд. рублей, ряд других статей, финансируемых в соответствии с федеральным законодательством. Таким образом, по словам министра финансов, краевым властям в собственном бюджете делить практически нечего. Отсюда и сложности, с которыми шло согласование позиций депутатов и правительства. По признанию Т. Погореловой, совместными усилиями документ тем не менее удалось даже улучшить.
Впрочем, не настолько, как хотелось депутатам. По словам председателя "бюджетного" комитета А. Яшкунова, Думу не устраивают некоторые подходы правительства к формированию бюджета, которые приводят к тому, что министерства не заинтересованы в росте его доходной части. Недовольство заниженной, на взгляд депутатов, доходной частью главного финансового документа края звучало потом еще не раз в ходе слушаний. Но, как сказал председатель согласительной комиссии, работавшей все последние дни в Госдуме, председатель ГДСК Ю. Гонтарь, главная проблема состояла все же в том, что потребности и возможности бюджета попросту не совпадают. Только на удовлетворение самых острых просьб и предложений по финансированию тех или иных статей дополнительно потребовалось бы 2,5 млрд. рублей, которых, конечно, нет.
Компромисс был найден в формулировках статьи 48. Статьи надежд, как охарактеризовала ее Т. Погорелова. Увеличение расходов, родившееся в процессе согласования позиций депутатов и правительства, будет производиться за счет доходов, полученных сверх запланированных в законе. В общей сложности сумма этих расходов достигает почти полумиллиарда рублей.
Предмет совместной гордости правительства и депутатов, что ни по одной из статей расходы не уменьшились по сравнению с прошлым годом. Напротив, по ряду направлений цифры серьезно возросли.
Бюджет в целом остается социально направленным. Расходы на социальную сферу составляют 65,7 процента. На 70 проц. больше прошлогоднего профинансировано образование, есть рост расходов на культуру. На 18 проц. получит больше народнохозяйственный комплекс, причем наибольшее увеличение приходится на сельское хозяйство. Серьезная доля расходов предусмотрена на ЖКХ, в том числе стопроцентное финансирование жилищных субсидий для малоимущих граждан. Нашлось даже семь миллионов рублей на поддержку предпринимательства.
Впрочем, впечатление, что принятие бюджета идет как по маслу, оказалось преждевременным.
Как повелось на протяжении всех последних лет, камнем преткновения вновь стал город Ставрополь. Депутат А. Яшкунов внес предложение дополнить закон новой статьей, позволяющей направить в 2002-2003 году в бюджет Ставрополя 80 проц. сверхплановых доходов для реализации целевых программ города как административного центра края. При условии, конечно, заключения соответствующего соглашения с правительством. После заявления министра финансов о том, что правительство категорически возражает, поскольку это ставит под вопрос финансирование других расходов, предложенных депутатами, повторился сценарий прошлых лет. Аргументы Ставрополя, которые излагали замглавы администрации города Ю. Плотников, депутаты Е, Письменный, А. Разин, М. Кузьмин о том, что Ставрополь – крупнейший донор краевого бюджета, что не выполняется принятый еще в 1997 году закон о статусе города как административного центра края и что горожане не должны страдать из-за политических пристрастий отдельных людей, – не были услышаны. Хотя аргументы "против" были явно слабее: Ставрополь, дескать, не лучше других городов, он и так тянет соки со всего края. В итоге глава администрации города И. Тимошенко предложил вообще снять тему с обсуждения, мол, справимся сами. Не горячиться и найти разумное решение призвал Ю. Гонтарь, дав понять, что он сторонник того, чтобы краевой закон о Ставрополе как административной столице все же исполнялся, и город функционировал на достойном уровне. В итоге отозвал свое предложение А. Яшкунов. И было принято решение о создании специальной рабочей группы из депутатов, представителей правительства и городских властей, которые должны к следующему заседанию Думы внести новые предложения по разрешению конфликтной ситуации.
Зато депутаты достаточно легко проголосовали за поправки зампредседателя ГДСК К. Храмова, предложившего пересмотреть нормативы по Невинномысску. Для города исключен налог на прибыль и увеличены нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц с 42 до 70 процентов. Решение, приятное для жителей Невинномысска, но рискованное для края.
В итоге всех обсуждений бюджет по сравнению с проектом "подрос" на 41,6 млн. и составил 9600913 тысяч рублей. Добавки пошли целиком и полностью на сельское хозяйство. Остальные предложения, за которые даже проголосовали, как, например, за 2,5 млн. руб. для Ставропольской духовной семинарии, объявлены приоритетными и будут зависеть от сверхплановых доходов.
Еще один характерный штрих к портрету нынешней Думы добавило обсуждение другого интригующего вопроса повестки дня – о представителе ГДСК в Совете Федерации. К прошлому заседанию согласованная кандидатура так и не появилась, и решение было отложено. Теперь, к моменту голосования, были предложены сразу две фамилии: известного на Ставрополье секретаря совета по экономической и общественной безопасности края В. Бондарева и, пожалуй, совсем неизвестного 32-летнего председателя Совета директоров группы МДМ А. Лысякова, оказавшегося, впрочем, выходцем из Железноводска. Кандидатуры во избежание коллизий (за того и другого были собраны подписи двух групп депутатов), используя свое право, внес на голосование сам председатель ГДСК Ю. Гонтарь. Четырнадцатью голосами победил А. Лысяков. Таким образом, Ставрополье пошло по пути большинства субъектов Федерации, делегировавших в верхнюю палату парламента не столько представителей регионов, сколько влиятельных людей, желательно из столичной элиты.
22 февраля 2002 года