"Обстановка сложная. Но мы ее контролируем"
Борис Булгаков:
Как всегда, работа государственной инспекции безопасности дорожного движения вызывает много вопросов. Это не удивительно. Во-первых, все мы ежедневно сталкиваемся с ней в качестве то ли водителей, то ли пешеходов. А во-вторых, – судьбой, что ли, так уготовано? – эта служба вновь оказалась в центре внимания всей России. Президент Владимир Путин говорил о ней достаточно много во время своего "прямого общения" с народом.
Как работало Управление ГИБДД ГУВД СК в прошлом году? Какие проблемы этой службе предстоит решать в году нынешнем? Обо всем этом сегодня рассказывает начальник УГИБДД ГУВД СК полковник Борис Булгаков.
В 2001 г. на территории края зарегистрирован рост основных показателей аварийности по количеству дорожно-транспортных происшествий на 6,7 процента и по раненым – на 6,1 процента. Зато на 2,8 процента уменьшилось число погибших. Всего за год в крае зарегистрировано 2692 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибли 484 и получили ранения 3115 человек. Обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения осложнилась в Петровском, Туркменском, Буденновском, Арзгирском и ряде других районов.
Смертность в результате ДТП в среднем по краю составила 13,4 на 100 пострадавших. Наиболее тяжкими последствиями характеризовались происшествия в Новоселицком, Нефтекумском и Андроповском районах.
Анализ показывает, что в совершении абсолютного большинства ДТП (85,49 процента) повинны водители транспортных средств. Это плохо. Но, несмотря на ухудшение состояния аварийности по вине водителей, продолжилось сокращение количества ДТП и раненных в них людей по вине нетрезвых водителей. Это мы отмечаем как положительную тенденцию. Однако по-прежнему широко распространено управление транспортом водителями в состоянии опьянения в Андроповском, Александровском, Степновском и Труновском районах, где из-за данного нарушения правил дорожного движения происходит каждое третье ДТП.
В последние годы определяющее воздействие на аварийность оказывают водители транспорта, принадлежащего физическим лицам. Из-за нарушений ими правил дорожного движения в прошедшем году произошло больше ДТП, в этих происшествиях погибло и ранено больше людей.
Пешеходы картины аварийности тоже не украшают. Практически каждое пятое (20,2 процента) ДТП в крае произошло из-за нарушений правил дорожного движения именно пешеходами. Неблагополучное положение с предупреждением аварийности по вине пешеходов сложилось в Ставрополе, Ессентуках, Кисловодске, Пятигорске, Труновском, Туркменском районах и на территории обслуживания СБ ГИБДД ГУВД СК, где по вине пешеходов совершено каждое третье происшествие. Рост этого показателя зарегистрирован в 14 городах и районах края. Особенно осложнилась обстановка с аварийностью по вине пешеходов - в Благодарненском районе, где количество ДТП и раненных в них людей увеличилось на 700(!) процентов.
В течение суток выделяется несколько характерных периодов аварийности. Между часом ночи и шестью часами утра совершалось минимальное количество дорожно-транспортных происшествий. С семи часов утра постепенно происходит рост числа аварий, который достигает своего пика с 18 до 24 часов, когда было зарегистрировано 29,1 процента от общего числа дорожно-транспортных происшествий. В целом с 18 до 24 часов зарегистрировано 45,8 процента ДТП. Основными аварийными днями недели являются четверг, пятница и суббота.
В среднем по краю ситуация, конечно, тревожная: из каждых 100 тысяч жителей в ДТП пострадал 131 человек. В Пятигорске этот показатель еще выше: 177,5.
Одной из причин нарушения пешеходами правил дорожного движения является отсутствие нормальных условий как для перехода улиц и дорог, так и для движения вдоль них. Если смотреть реально на положение дел с обустройством улично-дорожной сети тротуарами, пешеходными переходами, горизонтальной разметкой, стационарным электроосвещением, то можно сделать справедливый вывод – они далеки от совершенства. Несмотря на то, что губернатор края уделяет этим вопросам большое внимание, администрации Ставрополя, Пятигорска, Кисловодска, Невинномысска и ряда других населенных пунктов не могут содержать дороги в надлежащем состоянии. Отсутствие тротуаров и электроосвещения заставляет пешеходов двигаться в темное время суток по проезжей части. А это создает реальную угрозу быть сбитыми.
То же самое происходит, когда человеку просто негде перейти дорогу, то есть при отсутствии пешеходного перехода, оборудованного дорожными знаками, горизонтальной разметкой, ограждениями и так далее. При большой интенсивности движения транспорта перейти дорогу даже взрослому человеку становится практически невозможно, не говоря уже о детях и пожилых. Не имея средств для установки новых светофоров, в целях снижения скоростного режима движения транспорта в таких местах мы начали применять искусственные неровности, особенно у школ и других объектов массового пребывания людей, и это дало положительные результаты.
Еще одной насущной проблемой в последнее время стала организация парковки транспорта вблизи мест массового пребывания граждан. Еще свежи в памяти трагические события в Ессентуках и Минеральных Водах. Там в многолюдных местах произошли взрывы с применением автотранспорта. Во исполнение решения полномочного представителя президента РФ в Южном федеральном округе Виктора Казанцева была запрещена парковка автотранспорта в непосредственной близости от рынков и подобных им мест. Однако до сих пор некоторыми администрациями не решены вопросы альтернативной парковки, не определены в полном объеме места под размещение автостоянок.
В связи с тем что бюджеты городов еще не приняты, хотелось бы, пользуясь случаем, в очередной раз порекомендовать главам государственных территориальных администраций рассмотреть вопросы выделения денежных средств для установки на уличной сети новых дорожных знаков, светофорных объектов, нанесения разметки, в том числе и пешеходных переходов, выделения мест и оборудования автостоянок. И надо все же осознать, что только общими усилиями мы сможем изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону.
Тревожит меня и качество подготовки водителей. Большое количество дорожно-транспорт-ных происшествий совершают водители со стажем до года. Исправлять положение мы будем через контроль за организациями, обучающими кандидатов в водители. На всей территории Ставрополья прошли кустовые совещания, на которых проанализированы недостатки в подготовке водителей. Если такой разговор не возымеет действия, мы начнем действовать более жестко: просто приостанавливать лицензии на этот вид деятельности.
Немало внимания мы обращаем на улучшение качества обслуживания населения. В том числе и в работе регистрационно-экзаменационных отделений ГИБДД. Одна из главных задач – сокращение времени обслуживания граждан. Например, в Ставрополе прием осуществляется и в выходные дни. В перспективе эту практику мы намерены распространить и на другие регионы края.
Много вопросов остается и по реализации постановления правительства России о проведении диагностического контроля. Действующие станции пока не справляются с объемом работы, но, отмечу, уже с первых месяцев года делается и будет сделано все от нас зависящее для четкой проверки на них состояния транспорта при проведении техосмотра.
Подводя итоги нашей работы, начальник ГУВД СК генерал-лейтенант Александр Сапрунов отметил эти и другие недостатки. Среди поставленных задач главной мы считаем соблюдение законности, завоевание авторитета у жителей края.
Мы уже начали работу по приоритетным направлениям, совершенствуем расстановку сил и средств дорожно-патрульной службы, активизировали контроль за соблюдением водителями установленных скоростных режимов, обгона, очередности проезда перекрестков и правил перевозки пассажиров. Особое внимание обращено на пропаганду правил поведения на дорогах среди пешеходов и взаимодействия их с другими участниками дорожного движения, постоянно проводятся проверки состояния учетно-регистрационной дисциплины в подразделениях. Делается и многое другое.
21 февраля 2002 года