"Помогите навести порядок"
В прошлом году на имя губернатора и в адрес правительства края поступило 16855 обращений граждан, в том числе более 10,5 тысячи письменных. Свыше 80 процентов из них адресованы непосредственно А. Черногорову. Этот факт говорит о высоком доверии жителей Ставрополья к губернатору.
В среднем от каждых 10 тысяч человек получено 38 писем, при этом наибольшее их число поступило из Георгиевска, Ставрополя, Железноводска, а из районов – Кочубеевского, Андроповского, Александровского, Новоалександровского, Предгорного.
В своих обращениях граждане выражают недовольство сокращением строительства жилья, недоступной стоимостью квартир. Особенно это сказывается на положении малоимущих слоев населения. Среди корреспондентов каждый второй – пенсионер, многодетные матери и матери-одиночки. Они сообщают, что размеры пенсий и пособий не покрывают расходы на растущие в цене товары первой необходимости, просят оказать материальную помощь в лечении, приобретение лекарств, зимней одежды, продуктов питания. Большинство заявителей такую помощь получили – через попечительский совет при правительстве края.
Состояние здравоохранения оценивается заявителями как крайне тяжелое. Жители станицы Бекешевской Предгорного района жалуются, к примеру, на за-крытие больницы, где остался только дневной стационар на 20 коек: "Но какое же это стационарное лечение? По выходным и праздничным дням он не работает".
Резко возросло количество обращений в связи с подорожанием лекарств, жилищной реформой. Люди жалуются на то, что цены на жилищно-коммунальные услуги растут, а услуги, элементарное обслуживание и ремонт жилья не производятся. Н. Кончакова с улицы Пригородной г. Ставрополя сообщает: "На протяжении пяти лет мы живем практически без воды. И с каждым месяцем положение ухудшается. Были даны на этот счет обещания многих руководителей, но вопрос остается открытым".
После террористических актов на Ставрополье не везде еще проведены восстановительные работы. Пенсионерка Р. Бакотьева из Пятигорска сообщает: "Мы, жильцы дома N 20 по ул. Мира, неоднократно подавали соответствующие заявки, но до сих пор ничего не выполнено. Просим помочь выжить в эту зиму".
Что касается сельского хозяйства, людей особенно беспокоит распределение земельных и имущественных паев, борьба с болезнями животных, ведение личного и фермерского хозяйства. Всего таких обращений за прошедший год поступило 449. Вот одно из них - наиболее типичное. С. Гвоздев обратился к губернатору с просьбой о наделении землей пайщиков, выходящих из СПК "Возрождение" Предгорного района. Только после поручения правительства края глава Предгорной райгосадминистрации А. Майдан сообщил, что препятствий в получении земли нет.
Жителей края волнуют не только их личные, бытовые проблемы. Одна из главных тем, заставляющих браться за перо, – состояние дел в экономике. Авторы многих писем возмущаются неэффективным управлением предприятиями агропромышленного комплекса, приведшим экономически крепкие хозяйства к банкротству; жалуются на отсутствие профессионализма у руководителей отдельных сельхозпредприятий, их неумение организовать сельскохозяйственное производство; бьют тревогу по поводу растаскивания и распродажи коллективного имущества. Рабочие КСП – колхоза "Усть-Невинский" Кочубеевского района обратились к губернатору с просьбой разобраться с положением дел в хозяйстве. Их обращение рассмотрено министерством сельского хозяйства с выездом на место. Была установлена явная неспособность председателя руководить хозяйством. На внеочередном собрании теперь избрано новое правление. При содействии правительства края колхозу оказывается экономическая помощь. Аналогичное письмо поступило от рабочих племколхоза "Пелагиадский" Шпаковского района.
Судя по почте, население не почувствовало коренных изменений в деятельности правоохранительных органов и судов. Чаще всего выражается недовольство работой следователей, работников ОВИРа. Есть жалобы также на судебные постановления. Учитель В. Бекке из Предгорного района пишет о бездействии правоохранительных органов в расследовании убийства ее дочери и внука: "Возможный подозреваемый, объявленный в розыск, приходил к нам домой, и муж вызывал милицию для его задержания, но никто не приехал. Александр Леонидович! Прошу понять мою боль и оказать содействие в розыске убийц".
В ряде министерств и ведомств, а также райгосадминистраций работа с обращениями граждан явно требует совершенствования и более пристального контроля со стороны руководителей. Недостаточное внимание к рассмотрению заявлений на местах побуждает людей обращаться в вышестоящие органы, хотя эти вопросы вполне разрешимы на уровне местных исполнительных органов.
Так, жители села Гражданского Минераловодского района жаловались на закрытие бани. После обращения к губернатору она была открыта, водопроводная колонка исправлена.
Житель Ставрополя И. Соловков сообщает: в доме отключили газ за неуплату, четверо детей остались в холоде, хотя большая часть долга погашена. Только после вмешательства правительства края положение изменилось.
Вот еще несколько примеров. После обращения жителей улиц Луговой и Новой города Благодарного с просьбой оказать помощь в газификации улиц необходимые работы были выполнены. В поселке Новоизобильном Изобильненского района введена в действие телефонная связь – многие желающие установили телефон. Закончено строительство водопровода в селе Бородыновка Минераловодского района – 2,5 тысячи человек в полной мере обеспечены водой. Матери погибшего военнослужащего в Чеченской Республике Т. Кудлаевой Курской райгосадминистрацией сделан ремонт дома и оказана помощь.
Благодаря принимаемым мерам по обеспечению инвалидов спецавтотранспортом и другими средствами передвижения значительно снижено число заявлений по данной проблеме.
Оправдала себя практика приема граждан губернатором и заместителями председателя правительства края с выездами в города и районы. Таким образом, на местах было принято по личным вопросам 1189 человек. А. Черногоров осуществил выезды в десятки населенных пунктов, встречался со многими трудовыми коллективами предприятий и организаций всех форм собственности, в том числе проводил прием граждан по личным вопросам.
Чтобы жители края были лучше осведомлены о наиболее важных проблемах и мерах, принимаемых для их решения, у нас, как известно, введены единые дни информирования. Речь, в частности, идет здесь о газификации, водоснабжении, строительстве объектов социального назначения. Выносились также и другие наиболее значимые вопросы, поднимаемые в обращениях граждан, в том числе об обеспечении общественной безопасности и борьбе с терроризмом, социальной поддержке инвалидов и участников Великой Отечественной войны, улучшении медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения.
Всего в прошлом году единым днем информирования было охвачено свыше 30 тысяч человек, состоялось более 500 встреч с производственными коллективами и населением края.
Большой популярностью в крае пользуются телепрограмма "От первого лица" и радиопрограмма "Откровенный разговор", в которых губернатор информирует население о проводимой работе, значимых событиях в общественно-политической и экономической жизни края, в прямом эфире отвечает на вопросы граждан. Многие из них берутся на губернаторский контроль, по ним даются поручения соответствующим органам исполнительной власти.
Весьма эффективными стали "прямые линии". 8 декабря 2001 года на "прямой линии", организованной редакцией газеты "Ставропольская правда" для жителей города Ставрополя, к губернатору обратились 132 человека. На многие вопросы были сразу даны ответы, другие - потребовали дальнейшей проработки. Все обращения взяты на контроль.
Всего за прошедший год на "Телефон доверия губернатора" поступило 2010 обращений. В 65,8 процента случаев вопросы решены положительно. "Телефоны доверия" работают также в краевых министерствах и ведомствах, территориальных, районных и городских администрациях.
В аппарате правительства края усилено внимание к анализу характера и содержания обращений, что способствует более глубокому учету мнения населения при выработке управленческих решений. Так, с учетом обращений граждан в 2001 году были приняты постановления губернатора о краевых целевых программах содействия занятости населения, поддержки малого предпринимательства, реабилитации инвалидов, развития образования, усиления борьбы с преступностью, развития телевидения в крае...
Работа по социальному и экономическому развитию края способствовала снижению в прошлом году количества письменных и устных обращений граждан на имя губернатора и в адрес правительства края. По сравнению с поза-прошлым годом их получено на 42 процента меньше. Причем число писем за это время сократилось на 20,8, в том числе коллективных – на 7,2 процента и более чем на 6 процентов - поступивших через федеральные органы государственной власти.
Вот еще примечательная статистика. Более чем в четыре раза сократилось количество обращений по вопросам труда и заработной платы, в два раза – по проблемам агропромышленного комплекса, в четыре – по пенсионным делам, на половину – по выплате денежных пособий на детей (в последнее время на эту тему поступают лишь единичные письма). Но примерно на прежнем уровне остается число жалоб, касающихся обеспечения жильем и предоставления коммунально-бытовых услуг.
К сожалению, невозможно решить все проблемы, возникающие в жизни каждого из наших земляков. Однако система обратной связи между населением и руководством Ставрополья дает возможность принимать решения, приносящие ощутимую пользу большинству жителей края.
Материал подготовлен отделом писем и приема граждан аппарата правительства края и комитетом Ставропольского края по печати и информации.
13 февраля 2002 года