Таланты и поклонники
"Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами" – это фольклор. Ведь талант беззащитен, согласитесь. Это скольким десяткам юных дарований надо выйти из захолустья, чтобы хотя бы один из них не сбился с дороги и доплелся до "своих университетов"?.. Мы так и не поняли этой простой истины. Нынешней зимой талантливых детей Ставрополья впервые (!) позвали на губернаторскую елку и на новогодние праздники в Москву. И это правильно.
Их, правда, приглашают на олимпиады, победители которых имеют шанс поступить в вуз без экзаменов. А что делать непобедителям? Их больше. Но они тоже талантливы и тоже беззащитны. Да есть школа "Поиск" и ее филиалы в районах. Но она вместе с филиалами не безразмерна. Помочь юным дарованиям могла бы система, скажем казенным языком, отбора и подготовки кадров. Если бы она работала эффективно. Но и в масштабах Ставрополья, и всего государства Российского, скорее, можно говорить о задумках такой системы, чем о ее реальном существовании. И продвижение в жизнь и вуз талантливого дитяти остается пока полностью делом родителей. Если бы все они были в состоянии это сделать – и материально, и морально.
Такую, реально действующую систему пытаются создать в отдельно взятом Туркменском районе. Здесь помимо уже упоминавшихся олимпиад, интеллектуальных игр и учебы в "Поиске" действует школьное научное общество учащихся. Идея не самая новая. Но здесь ее ценность заключается в том, что на этой степной земле она прижилась, развилась и год от года крепнет. Вдохновитель и организатор - заместитель заведующего отделом образования районной администрации Вера Лукьянова. Педагог, как говорят, милостью Божией. Делегат прошедшего два года назад первого Всероссийского совещания работников образования.
Именно она шесть лет назад задумалась вот о чем. Ну почему все внимание в школе сосредоточено на ребятах неуспевающих, неусидчивых, да и просто не имеющих желания учиться? Им и дополнительные занятия, и супервнимание учи-телей... А оно, если честно, больше нужно другим детям, которые в школу приходят не за отметками и даже не за знаниями школьных предметов. А идут учиться познавать мир и, как принято говорить, развиваться. И уже сейчас, несмотря на возраст, сами готовы подарить ему свои маленькие открытия.
Так шесть лет назад, в 1995 году, и родилось школьное научное общество Туркменского района. Громко звучит? Ничуть не бывало. Вот только некоторые из тем, представленных в прошлом году на пятой, юбилейной районной конференции общества. Девятиклассники из СОШ N 4 Марат Габитов и Роман Скоморощенко, например, изучали "Диалектизм в русском языке. Исследование говора жителей села Малые Ягуры". Одиннадцатиклассница Ирина Блоха из этой же школы рассуждала о "потрясении от правды", взяв за основу "Один день Ивана Денисовича" Солженицына.
Впрочем, вновь не обойтись без сомнений: а разве нельзя все это делать в рамках тех же олимпиад? Вера Лукьянова убеждена, что нет. По большому счету, олимпиады нацелены на более углубленное изучение того или иного предмета. Школьное научное общество учит мыслить самостоятельно, вне рамок того, что изложено в самом лучшем – пусть даже вузовском – учебнике. Идею, кстати сказать, поддерживают многие: и замглавы районной администрации, сама в прошлом учитель, Наталья Пересада, и завотделом образования Рамазан Бакиев, и многие сельские педагоги. Советы кураторов или научных руководителей есть здесь во всех без исключения школах.
Работа начинается сразу после летних каникул. Ее хватает и для взрослых, и для детей. Учителям нужно "рассортировать" будущих юных ученых по трем секциям: гуманитарного, естественно-научного и физико-математического циклов. А самим ребятам – определиться с темой исследования, реферата или творческой работы. И трудись до марта. Тогда проходят школьные научные конференции или чтения. Трудно поверить, но в них принимает участие десять процентов школьников Туркменского района. Если исключить мелюзгу из начальной школы, то практически каждый пятый сельский ребенок настроен стать ученым, исследователем, творцом.
На школьной конференции могут выступить все желающие. Здесь ограничений нет. А вот с районным туром – сложнее. Отбор идет и в самих школах, и в районном отделе образования. Поблажек здесь не бывает. Например, в прошлом году школьные педагоги, прослушавшие около 450 сообщений, рекомендовали на районную конференцию 89 рефератов. А после внутренней рецензии сотрудников районо и педагогов-ветеранов осталось 25. Но и те ребята, которые не проходят через такое "сито" – не внакладе. Если занявшие первые места на районном этапе захотят, то их рефераты будут зачтены как сдача экзамена по выбору. А изучают юные исследователи, кроме гуманитарных, различные проблемы химии, биологии, астрономии и математики.
Еще раз обратимся к темам. Выпускница Березовской СОШ N6 Светлана Лушина изучала "Культуру и быт крестьянского населения Ставропольского края конца XIX – начала XX века". Десятиклассница из СОШ N1 райцентра Ирина Антоненко представила доклад "Социально-экономическое развитие Туркменского района в ходе реализации экономических реформ". А еще ребята писали и рассказывали о национальном составе и межнациональных отношениях в районе, особенностях населения своих сел.
Я не удержалась от вопроса, не программируют ли эти темы взрослые? Оказалось, что нет. Школьники их выбирают сами. Впрочем, о том, почему интересны эти, а не другие темы, сами ребята говорят так: нам же здесь жить и после школы. И, как мне показалось, в ответах этих прозвучала изрядная доля горчинки.
– Так оно и есть на самом деле, – говорит Вера Лукьянова. - Возможности наши в том, чтобы продвинуть талантливых сельских ребят, весьма ограничены. Мы делаем все возможное, например, предметные олимпиады проводим не только для старшеклассников, но и для самых маленьких, которые писать и считать только научились. Буквально с первого класса пытаемся патронировать способных детей. Вы знаете, сколько радости было, когда впервые за тридцать лет существования Березовской средней школы там появилась золотая медалистка Аня Бондарева! Как мы горды каждым нашим школяром, занявшим призовое место на краевой олимпиаде. Но многие наши усилия остаются втуне: мы не можем гарантировать поступление талантливых детей из района в вузы края.
-Такая ситуация сложилась отнюдь не по вине учителей и сотрудников районо, – включается в разговор Наталья Пересада. – В мае прошлого года было принято постановление губернатора края "О целевой подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием для организаций, расположенных в сельской местности Ставропольского края". В прошлом году оно даже не успело начать работать как следует.
Глава районной администрации Владимир Долин тоже воспринимает это постановление пока как некую отправную точку.
– Мы восприняли, – говорит он, – и это постановление губернатора, и разработанные в прошлом году "мероприятия по кадровому обеспечению образовательной системы края" с величайшим оптимизмом. Но до сих пор не до конца ясен механизм действия некоторых положений. Нам, селянам, для которых это все предназначено, трудно их реализовать.
Самое сложное положение в селах Туркменского района с учителями. И убеждена, что не только в нем одном. Глава администрации еще одного района тоже считает, что это постановление в большой степени декларативное. В соответствии с ним на этот район в прошлом году было выделено пять бесплатных мест. Из 32 абитуриентов не поступил никто.
Вуз, безусловно, может сослаться на низкую подготовку абитуриентов из сельских районов и, без сомнения, даже доказать ее недостаточный уровень. Вопросов здесь два. Первый: он, этот уровень, что, ниже при поступлении на платной основе? И второй: а откуда ему взяться, высокому?
На первый ответа не знаю. На второй он очевиден. В хуторе Привольном Курского района нет ни одного учителя, который жил бы в этом населенном пункте. В Кучерлинской средней школе Туркменского района с ужасом ждут, когда математик пенсионного возраста решит больше не работать. Здесь же в пятых и шестых классах преподает выпускница этой же школы. Ждут физика в школе поселка Ясного. (Наталья Пересада просит: напишите об этом, может, кто приедет. Поселок очень красивый, и жилье здесь есть). Список можно продолжать и продолжать. Суть от этого не изменится.
* * *
...Никто сюда не приедет по собственному желанию. Места эти степные ценят только те, кто здесь родился. Именно поэтому из них, своих собственных талантов, и растить нужно кадры. Эта проблема должна стать головной болью не только руководителей района, но решаться и на краевом, и на государственном уровне. С талантами на селе все нормально. Поклонников только, как мне кажется, недостает...
12 февраля 2002 года