Воры у скважин
Над восточной частью Ставрополья частенько кружат вертолеты, а в глухой степи можно встретить бэтээры с вооруженными солдатами и сотрудников милиции, которые поджидают воров, промышляющих хищениями нефти из скважин и трубопроводов.
Выследить, вычислить очередную преступную группу, занимающуюся нелегальным бизнесом, непросто: расхитители научились хитрить, изворачиваться. Поэтому приходится в эту кропотливую работу включать представителей различных служб, чтобы не только обнаружить кустарный завод по перегонке нефти, но и уничтожить его, а также локализовать места сбыта готовой продукции.
По словам сотрудников федеральной службы безопасности, в восточном регионе края ситуацию в целом удалось взять под контроль, но перегонщикам ворованной нефти неймется: по-прежнему то тут, то там обнаруживаются подпольные мини-установки. "Нефтяными" делами полнятся суды Буденновского, Левокумского, Нефтекумского районов.
– Только за последние два года на скамье подсудимых в Нефтекумском районном суде оказались более 30 человек, – говорит прокурор Иван Афанасов. – Они приговорены к различным видам и срокам наказаний. Но стремление к легкой наживе порождает новых преступников.
...Поздним январским вечером по степному бездорожью уверенно двигался КрАЗ. Двое мужчин, сидящих в кабине, весело переговаривались, внимательно осматривая окрестности. Днем они присмотрели место врезки в трубопровод, проходящий через месторождение "Южное", а теперь под покровом темноты спешили к заветной цели.
Без особого труда врезались в действующую нефтяную магистраль, и в 20-тонную цистерну полилась вязкая густая масса. Через какое-то время цистерна оказалась заполненной под самое горлышко. Воры собрались в обратный путь. И тут из темноты по кабине полоснул свет автомобильных фар. Сотрудники милиции, находившиеся в засаде вместе с представителями службы безопасности ОАО "Роснефть-Ставропольнефтегаз", потребовали остановиться и выйти из кабины. Но незнакомцы сдаваться не собирались. Они ринулись в степь, не разбирая дороги. Однако далеко им уйти не удалось – их задержали. Это были жители Махачкалы М. и Г., не одну ночь промышлявшие на ставропольских нефтяных месторождениях. Против них теперь возбуждены уголовные дела.
К сожалению, такие истории в ночной степи происходят довольно часто. И потому борьба с хищениями нефти является приоритетной в деятельности местных правоохранительных органов. Только в Нефтекумском РОВД в последнее время расследовано 29 уголовных дел, связанных с незаконным оборотом нефти: по статье 158 УК РФ (тайное хищение чужого имущества), по статье 175 (приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем), по статье 171 (незаконное предпринимательство).
Но в официальной статистике не отражена латентная (скрытая) преступность, то есть те уголовно наказуемые деяния, которые в силу определенных обстоятельств не становятся известными соответствующим органам. Поэтому можно предположить, что ежегодно из нефтепроводов, со скважин на месторождениях похищаются не сотни, а тысячи тонн нефти.
А какими цифрами выразить колоссальный вред, наносимый окружающей среде? Загрязняется почва, страдают от разливов нефти реки и водоемы. И ежегодно требуются сотни тысяч рублей на рекультивацию земель.
Немалые средства нефтяникам приходится расходовать на восстановление нормального функционирования нефтепроводов, которые подвергаются преступным посягательствам – врезкам, пробоинам и т. п. По подсчетам специалистов, стоимость этих работ нередко превышает цену самой похищенной нефти. Поэтому в марте 2000 года была создана специальная временная оперативная группа по борьбе с хищениями нефти, в которую входили работники ОБЭП, других служб Нефтекумского РОВД, подключались военные. В результате за короткое время прекратили свое существование 28 кустарных установок, на которых перегонялась ворованная нефть. Около Нефтекумска образовалось целое кладбище бывших мини-установок.
Таким образом удалось сбить волну преступлений в нефтяном бизнесе. Но до полной победы еще далеко. По сведениям сотрудников ФСБ, подпольные перегонщики нефти отступили с территории Ставрополья в сторону приграничных районов Калмыкии. И сейчас под покровом ночи большегрузные КРАЗы и МАЗы колесят по степным просторам в надежде найти нефтяную добычу.
Очередное сообщение – яркое тому подтверждение. В 12 часов ночи некто К. на автомашине марки ИФА подъехал к скважине № 108 на месторождении "Байджановское" недалеко от поселка Зимняя Ставка. И закачал в цистерну три тонны нефти. Преступника задержали, возбудили уголовное дело. Но нет никакой гарантии, что и завтра, и послезавтра не появятся новые любители легкой наживы. Ибо, когда преступников ловят за руку, они отделываются зачастую лишь условными наказаниями и небольшими штрафами.
Этот вид преступлений, шагнувший к нам из Чечни, уже распространился не только на Ставрополье, но и на другие регионы страны. Нелегальный бизнес принял такие масштабы, что пора депутатам Госдумы РФ разработать новые суровые законы, чтобы его остановить.
5 февраля 2002 года