А спирт "гуляет" по дворам
По итогам 2001 года Георгиевский межрайонный отдел налоговой полиции вышел на третье место в крае, уступив по показателям только коллегам из Невинномысска и Минеральных Вод. Сумма средств, поступивших в консолидированный бюджет, составила почти 36 миллионов рублей, что в шесть раз больше уровня 2000 года.
Но то, что для налогового полицейского – предмет гордости, для налогоплательщика не всегда радость. Так, количество возбужденных по итогам проверок уголовных дел в отношении тех, кто не хочет заплатить налоги и спать спокойно, выросло с 10 в 1999 году до 43 в 2001-м. По преступлениям, совершенным в крупном и особо крупном размерах, возбуждены 23 уголовных дела по фактам уклонения от уплаты налогов физическими лицами и организациями. Выявленный ущерб, причиненный государству, приближался к отметке в 19 миллионов рублей, из которых в бюджет вернулась практически вся сумма.
Евгений ФЕОДОСИАДИ возглавляет Георгиевский отдел налоговой полиции полтора года – а ранее он руководил сельхозпредприятием "Русь", – является заслуженным работником сельского хозяйства, награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
– Евгений Ахиллесович, вам как бывшему хозяйственнику хорошо известны, с одной стороны, трудности сельхозпроизводителей и, с другой, всевозможные уловки, к которым им вольно или невольно приходится прибегать, чтобы выжить и сохранить предприятия. Понятно, когда под прицел налоговой полиции попадают явные "уклонисты" и нарушители законодательства, бюджет – дело святое. Но как получилось, что перед государством проштрафилась Кумская птицефабрика, известная своими высокими производственными показателями и устоявшая без привлечения инвесторов?
– Вопросы к этому предприятию у нас появились по результатам проверочных мероприятий, когда выяснилось, что птицефабрика Кумская в течение 1999-2001 годов продавала пшеницу второй и третьей репродукций без соответствующих качественных документов. Как результат, в отношении руководителя И. Долгова было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 171 УК РФ (незаконное предпринимательство). В ходе следствия вина директора была полностью доказана, но уголовное дело было прекращено, поскольку птицефабрика к этому времени приобрела лицензию на право заниматься этой деятельностью, а сам И. Долгов обратился с ходатайством в следственную службу ФСНП РФ с просьбой прекратить уголовное дело по причине изменения обстановки. Ущерб им погашен.
– А как строятся взаимоотношения вашей службы с инвесторами, обосновавшимися в Георгиевском районе? Все ли они в ладах с государством?
– Пока у нас есть вопросы только к СХА "Нива" во главе с С. Исайко и к инвестору – фирме "Разгуляй-Зерно". Суть в том, что "Нива" задолжала другому инвестору – компании "Миг" – 3,5 миллиона рублей. Добровольно погашать задолженность "Нива" отказалась, ссылаясь на то, что после реорганизации она именуется не "Нивой", а "Изобилием". Инвесторы стали разбираться между собой в арбитражном суде. Но и после определения о взыскании задолженности она была погашена лишь частично. Более того, С. Исайко препятствовал осуществлению исполнительного производства и заключил в апреле прошлого года договор простого товарищества о совместной деятельности по производству сельхозпродукции с "Изобилием" (это ООО из трех человек-учредителей заключало договоры аренды с членами СХА "Нива"). В итоге доля и прибыль сельхоз-артели "Нива" от совместной деятельности, в том числе и по выращенному работниками СХА урожаю 2001 года, составила только 5 (!) процентов. 95 % забирало "Изобилие". При этом бюджетные долги "Нивы" остались без погашения, компания "Миг" – без возврата долга. Пенсионный фонд - без двух миллионов рублей отчислений. Сейчас в СХА "Нива" введено внешнее наблюдение, материалы уголовного дела с обвинительным заключением направлены в суд.
– Есть ли у вас основания говорить в данной ситуации о преднамеренном банкротстве?
– Есть. Признаки состава преступления по статье 196 УК РФ (преднамеренное банкротство) мы просматриваем. Об этом говорят такие действия, как передача основных фондов и метод простого товарищества. Сегодня правительство России всячески старается сохранить реального хозяина на земле. Из этих соображений реструктуризация долгов сельхозпредприятий продлена до 1 апреля текущего года, то есть хозяйства получают льготы в виде замораживания недоимки, штрафов при условии выплаты текущих налогов. То есть производителю предоставляется возможность работать в новых, более комфортных условиях. Зачем же ставить себя вне закона?
– А как обстоят дела на промышленном фронте? Сегодня лишь по привычке арматурный завод можно назвать бюджетообразующим предприятием, настолько там сложна и мало кому доподлинно известна экономическая ситуация. А новый объект – спиртзавод, который вроде бы уже действует (судя по хождению по городским дворам зажигательного продукта), можно считать неформальным градообразующим предприятием. Но это – в народе. А что скажут закон и налоговая полиция?
– По арматурному заводу действительно ситуация сложная. Задолженность перед Пенсионным фондом у завода превышала 12 миллионов рублей. По материалам проверки в отношении директора М. Абдуллаева по факту уклонения от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ, совершенного в особо крупном размере, было возбуждено уголовное дело. По результатам его расследования директору было вынесено обвинительное заключение в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст. 199 УК РФ. Заключение утверждено прокуратурой и направлено в суд. Нам же удалось вернуть в Пенсионный фонд уже около пяти миллионов рублей.
Что касается спиртзавода, то в ближайшее время он получит лицензию и сразу попадет под особое наблюдение нашей службы, как того требует указание директора ФСНП РФ. На этом предприятии мы установим круглосуточный налоговый пост из оперативных сотрудников. Действительно, еще не работающий в полную силу спиртзавод (здесь пока идет отработка технологии) влияет на микроклимат в Георгиевске, и спирт "гуляет" по дворам. С введением налогового поста контроль за отпуском и приемкой продукции, за всем спиртопроизводством будет самый жесткий. Кроме этих двух предприятий, у нас под контролем и другие бюджетообразующие акционерные общества – винзавод, консервный, мукомольный и маслоэкстракционный заводы.
– В поле интересов вашей службы, кроме промышленных "китов", находятся и "маленькие люди" – торговые точки и предприниматели. У них всегда есть основания трепетать при виде служебного удостоверения и погон. А у вас есть претензии к торгующим?
– Не скажу, что много, но факты, по которым мы в прошлом году возбудили уголовные дела по статье 200 УК РФ "Обман потребителя", имеются. Лица, совершившие обвес, обсчет или вводившие покупателей в заблуждение относительно качества реализуемого товара, пошли под суд. Одна предпринимательница обвешивала, торгуя сыром, на 200-300 граммов с каждого килограмма товара. Другая торговала селедкой и использовала дополнительную гирю в виде кулечка с солью. Обе гражданки осуждены и уплатили штраф. Сейчас у нас в разработке есть несколько наблюдаемых торговцев. Уже в этом году три материала с обвинительными заключениями по Шаумяновскому, Незлобненскому и Краснокумскому торговым предприятиям направлены в прокуратуру.
А вот последний факт: предприниматель Ю. Самароков, став на учет в налоговой инспекции как владелец маленького магазина, фактически обеспечивал все оптовые поставки пива и безалкогольных напитков в торговую сеть Георгиевска. Только за один месяц было сокрыто от уплаты в бюджет более 33,5 тысячи рублей налога. Мы направили ходатайство в администрацию города об отзыве у предпринимателя лицензии на право розничной торговли и обязали его оплатить налоги, исчисляемые при осуществлении оптовой торговли. Такой пример у нас не единичный.
– Извините, Евгений Ахиллесович, но образ налогового полицейского в народе, мягко говоря, не самый любимый. Кому понравится контроль за финансовыми операциями и выворачивание карманов, даже если человек по своей сути государственник и понимает, что бюджет не формируется из воздуха. Но ведь и нелестное отношение к себе представители вашей службы иногда формируют сами. Три года назад вы были председателем колхоза и, наверное, тоже не пылали любовью к полицейским, имели свой взгляд на их профессиональную подготовку, поведение, отношение к проверяемым. Изменилось ли оно?
– Очевидно, изменилось восприятие налогового полицейского в народе: как вы знаете, в декабре я был избран депутатом городского совета. Вотум доверия избирателей – это, согласитесь, кое о чем говорит. Что касается динамики моего мировоззрения... Когда видишь ситуацию извне, а потом получаешь возможность изменить ее внутри, можно многого добиться, если в полном объеме использовать рабочий потенциал коллектива, сосредоточить силы на приоритетных направлениях.
1 февраля 2002 года