06:00, 25 января 2002 года

"Мы не летели на мусоровозе"

На протяжении месяца "СП" рассказывала об уникальной экспедиции российских полярников "Антарктическая Одиссея-2001" на шестой континент. В состав экспедиции вошел и житель Пятигорска - слушатель Академии гражданской авиации и МАИ, конструктор новых летательных аппаратов и каскадер-парашютист Александр Бегак.

В первых числах января члены экспедиции прилетели транспортным Ил-76 на побережье Антарктиды. На леднике Пэтриот-Хиллз они собрали биплан Ан-3Т. Это модернизированный вариант "кукурузника" с новым высокоэкономичным двигателем, увеличивающим дальность полетов. Кроме того, самолет оборудован самым современным навигационным оборудованием, которое просто необходимо в сложных электромагнитных условиях Южного полюса, и обогреваемым шасси. Восьмого января 12 путешественников на Ан-3Т приземлились на самой южной точке планеты. Показательно, что 1200 километров пилотам пришлось вести самолет на ручном управлении. К сожалению, затяжная метель и неблагоприятный метеопрогноз заставили исследователей завершить экспедицию раньше намеченного срока и 13 января покинуть полюс на американском военно-транспортном самолете С-130 "Геркулес".

А потом начались сюрпризы. Одна уважаемая общенациональная газета выплеснула на свои страницы сенсацию о том, что российскую экспедицию эвакуировали на самолете-мусоровозе, взяв за услугу 80 тысяч долларов. Кроме того, на страницах той же газеты некий руководитель группы "Арктика" Владимир Чуков заявил, что экспедицию, прикрывшись именем вице-спикера Госдумы РФ Артура Чилингарова, затеяли авантюристы, и обвинили в провале Александра Бегака. Вчера я связался с возвратившимся в Пятигорск земляком и вот что узнал.

– Владимир Чуков просто мстит, – рассказал Бегак. – Дело в том, что сначала именно ему поручили отвечать за техническую сторону подготовки экспедиции. Но так как он не справился с поставленной задачей, то его отстранили, и этим делом пришлось заниматься мне.

Теперь об обвинениях в том, что мы, мягко говоря, всех ввели в заблуждение, заявляя о целях экспедиции. Это неправда. План работ был разработан и утвержден в соответствии с действующими нормами. Мы намеревались испытывать новые турбореактивные вездеходы, самолеты, комплексы по выживанию в экстремальных условиях и многое другое.

Насчет заявления о том, что меня отстранили от руководства. Руководитель в таких экстремальных экспедициях бывает только один, поэтому изначально все бразды правления были в руках Артура Чилингарова.

Обвинения в срыве плана испытаний и исследований из-за поломок техники также не обоснованы, поскольку десять дней в Пэтриот-Хиллз мы ожидали хорошей погоды, а когда прилетели на полюс – началась пурга. По прогнозам Росгидромета, стихия должна была продолжаться еще две недели. Поэтому мы оставили наш биплан на полюсе и приступили к выполнению заранее предусмотренного и обговоренного с американской стороной плана – к эвакуации военно-транспортным самолетом С-130. Причем с нас никто не требовал денег. Разговоры о том, что мы летели на мусоровозе – просто выдумки. За оставленным на полюсе Ан-3Т мы собираемся вернуться в начале следующего антарктического лета – в декабре.

«"Мы не летели на мусоровозе"»
Газета «Ставропольская правда»
25 января 2002 года