"Мы не летели на мусоровозе"
На протяжении месяца "СП" рассказывала об уникальной экспедиции российских полярников "Антарктическая Одиссея-2001" на шестой континент. В состав экспедиции вошел и житель Пятигорска - слушатель Академии гражданской авиации и МАИ, конструктор новых летательных аппаратов и каскадер-парашютист Александр Бегак.
В первых числах января члены экспедиции прилетели транспортным Ил-76 на побережье Антарктиды. На леднике Пэтриот-Хиллз они собрали биплан Ан-3Т. Это модернизированный вариант "кукурузника" с новым высокоэкономичным двигателем, увеличивающим дальность полетов. Кроме того, самолет оборудован самым современным навигационным оборудованием, которое просто необходимо в сложных электромагнитных условиях Южного полюса, и обогреваемым шасси. Восьмого января 12 путешественников на Ан-3Т приземлились на самой южной точке планеты. Показательно, что 1200 километров пилотам пришлось вести самолет на ручном управлении. К сожалению, затяжная метель и неблагоприятный метеопрогноз заставили исследователей завершить экспедицию раньше намеченного срока и 13 января покинуть полюс на американском военно-транспортном самолете С-130 "Геркулес".
А потом начались сюрпризы. Одна уважаемая общенациональная газета выплеснула на свои страницы сенсацию о том, что российскую экспедицию эвакуировали на самолете-мусоровозе, взяв за услугу 80 тысяч долларов. Кроме того, на страницах той же газеты некий руководитель группы "Арктика" Владимир Чуков заявил, что экспедицию, прикрывшись именем вице-спикера Госдумы РФ Артура Чилингарова, затеяли авантюристы, и обвинили в провале Александра Бегака. Вчера я связался с возвратившимся в Пятигорск земляком и вот что узнал.
– Владимир Чуков просто мстит, – рассказал Бегак. – Дело в том, что сначала именно ему поручили отвечать за техническую сторону подготовки экспедиции. Но так как он не справился с поставленной задачей, то его отстранили, и этим делом пришлось заниматься мне.
Теперь об обвинениях в том, что мы, мягко говоря, всех ввели в заблуждение, заявляя о целях экспедиции. Это неправда. План работ был разработан и утвержден в соответствии с действующими нормами. Мы намеревались испытывать новые турбореактивные вездеходы, самолеты, комплексы по выживанию в экстремальных условиях и многое другое.
Насчет заявления о том, что меня отстранили от руководства. Руководитель в таких экстремальных экспедициях бывает только один, поэтому изначально все бразды правления были в руках Артура Чилингарова.
Обвинения в срыве плана испытаний и исследований из-за поломок техники также не обоснованы, поскольку десять дней в Пэтриот-Хиллз мы ожидали хорошей погоды, а когда прилетели на полюс – началась пурга. По прогнозам Росгидромета, стихия должна была продолжаться еще две недели. Поэтому мы оставили наш биплан на полюсе и приступили к выполнению заранее предусмотренного и обговоренного с американской стороной плана – к эвакуации военно-транспортным самолетом С-130. Причем с нас никто не требовал денег. Разговоры о том, что мы летели на мусоровозе – просто выдумки. За оставленным на полюсе Ан-3Т мы собираемся вернуться в начале следующего антарктического лета – в декабре.
25 января 2002 года

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
