06:00, 25 января 2002 года

Пристрелка...

В ночь со среды на четверг, между 9 и 10 часами ночи, в сторону станицы Галюгаевской Курского района были произведены несколько выстрелов из гранатомета. Вчера с определенностью можно было сказать, что выстрелов было как минимум три. Воронки от двух из них глубиной 1,70-1,80 м обследовали сотрудники правоохранительных органов. Сообщение некоторых информационных агентств о шести выстрелах и обстреле станицы вряд ли можно отнести к разряду преувеличений. Одна из воронок расположена за пределами станицы, а другая – в 15 м от дома № 4 по улице Пролетарской. По большому счету хлопки и разрывы кумулятивных зарядов, сколько бы их ни было, переполошили всю приграничную станицу.

По словам главы администрации района Сергея Логвинова, это ЧП не стало поводом для массовых выступлений станичников. Тем не менее небольшие группы станичников обсуждали два вопроса: куда бежать и куда прятать детей?

Бежать некуда. По проблемам ставропольского приграничья власти района и края обращались во все мыслимые российские инстанции. И нигде не получали понимания. Страсбургский суд по правам человека склонен более разделить позиции "угнетенных" чеченцев, чем "ограничивающих их права" россиян. Так что вчерашний обстрел, по мнению Логвинова, не более чем продолжение российской, государственной политики: не будет Галюгаевской и Стодеревской – и проблемы не будет.

При том что даже к концу дня многие властные структуры не были готовы хоть как-нибудь прокомментировать события (пресс-служба губернатора и краевого совбеза намерены предоставить информацию СМИ после возвращения из Галюгаевской своих эмиссаров), мы предоставляем свою версию о событиях в станице.

Обстрел не повредил ни зданиям, ни людям – это официальная версия. На самом деле были выбиты стекла в двух домах. Это не проблема, как утверждает Сергей Логвинов, он уже дал команду, и стекла поставят на место. Проблема в том, чтобы выяснить, что кроется за этим обстрелом.

По словам начальника ГУВД СК генерал-лейтенанта Александра Сапрунова, речь идет о хулиганстве. Он считает, что наиболее вероятным будет возбуждение уголовного дела именно по этой статье.

Впрочем, вопрос предстоит решать на самом деле очень серьезный. Если выстрелы со стороны Чеченской Республики не достигли цели - это хулиганство, а если попали в человека или дом – возможно, терроризм. Я готова согласиться с любой квалификацией этого преступления. Глава администрации района – нет. Потому что ночной обстрел он расценивает как пристрелку. И не уверен в том, что нынешней ночью он не повторится более прицельно. И вот почему.

Ни в одной из официальных властных и правоохранительных структур "СП" не подтвердили факт выхода на связь "авторов" обстрела на милицейской волне. По нашим данным, сразу после него состоялся такой диалог:

– Долетели?

– Ты это сделал?

– А кто же... Но веселье только начинается. Ждите еще.

Можно было бы, как советовал корреспонденту "СП" один из руководителей правоохранительных структур края, воспринять эту информацию как сон о том, как "он провел зимние каникулы". Но стрелявшие вышли на связь с совершенно конкретным позывным – к "280-му". Это позывной милицейского секрета, который действовал до начала военных действий в ЧР именно в станице Галюгаевской.

Бедная станица "стоит на ушах" еще и вот почему: именно в эту страшную ночь в местную больницу был доставлен скончавшийся в дороге солдат-срочник Марат Зайцев. По нашим данным, ранение в область сердца он получил на одном из КПМ Ставропольского края, где ожидал колонну, которую армейцы должны были сопровождать в Чечню. Мы убеждены в том, что первое ЧП ко второму не имеет отношения. Здесь просто сплелись пьянка, неуставные отношения и отсутствие старшего офицера. Мы также не склонны поддерживать версию, высказанную некоторыми нашими источниками о том, что взрывы в Галюгаевской свидетельствуют о причастности к ним федеральных армейцев: "шайтан-труба" на вооружении незаконных вооруженных формирований ЧР находится с 1991 года.

Более всего соответствует действительности, как нам представляется, оценка, данная одним из наших экспертов из правоохранительных органов: "Это хулиганская выходка, но боевиков". И, значит, даже если мы откажемся от термина "демонстрация силы", то должны признать, что это пропагандистский жест. Как его оценивать – дело правоохранительных структур.

И власти. В первую очередь федеральной.

***

Когда верстался номер. В официальном сообщении пресс-службы прокуратуры края, которое мы получили в конце дня, говорится, что "неустановленными лицами были осуществлены не менее двух выстрелов противотанковыми снарядами РПГ-7... В этот же день около 24 часов на радиоканале Курского РОВД неустановленное лицо интересовалось, достигли ли снаряды цели. По данному факту прокуратурой возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 205 УК РФ (терроризм).

По поводу ссоры и убийства солдата Зайцева расследование будет проводиться военной прокуратурой.

«Пристрелка...»
Газета «Ставропольская правда»
25 января 2002 года