Синдром прифронтовой зоны
Такой "диагноз" ставят сегодня ученые Ставрополью и ставропольцам
Конечно, сама по себе это невеликая новость. Если бы не некоторые факты, обнародованные на состоявшемся в Ставрополе заседании "круглого стола". Он проходил в рамках проекта Южного регионального ресурсного центра "Юг России – регион национального согласия и мира". В прошлом году ЮРРЦ провел социологическое исследование сразу в четырех субъектах Северного Кавказа – Ростовской области, Краснодарском крае, Адыгее и Ставрополье. И полученные данные заставили ученых обратить особое внимание на наш край, по большинству параметров выбившийся, что называется, из ряда вон.
Так, тревожность людей на Ставрополье по поводу межнациональных отношений выросла на 10 процентов по сравнению с 1995 годом. Эта цифра существенно выше, чем у наших ближайших соседей – краснодарцев и ростовчан, и даже в России в целом. Почти 40 процентов опрошенных связывают наличие межнациональных проблем с деятельностью преступных группировок, организованных по национальному признаку, и соответственно пути решения выбирают силовые, что также не совпадает с картиной в соседних регионах, где население склоняется к решению проблем мирным путем. Удивил ученых и ответ на вопрос о равенстве возможностей народов, проживающих в регионе. 72 процента ставропольцев считают, что эти возможности изначально неравны. Ощущение "неравенства" этносов, ущемленного состояния своего народа (в опросе участвовало славянское население) – довольно серьезный признак этнического конфликта, считают исследователи. Это своего рода "счета", которые накапливаются, чтобы в один прекрасный день быть предъявленными к оплате либо этнической группе, чьи возможности "более равны", либо представителям властных структур, которые прямо или косвенно виноваты в том, что это неравенство существует.
Это всего лишь некоторые из данных проведенного соцопроса. То, что они совершенно не случайны, подтвердили также ставропольские ученые, известный специалист в этой области В. Авксентьев, доктор философских наук, зав. кафедрой социальной философии и этнологии Ставропольского госуниверситета, и кандидат политических наук И. Бабкин, на протяжении ряда лет также проводившие замеры общественного мнения в крае. Несмотря на то, что в 1995 году ситуация в целом в стране, да и на Северном Кавказе была гораздо непредсказуемее и сложнее, чем сейчас, межнациональная обстановка сегодня на самом деле ухудшилась. Именно так ее ощущают 40 процентов ставропольцев. И в этом нет ничего неудивительного. Просто сама жизнь на Ставрополье такова, что дает людям основания для тревоги больше, чем в других территориях. Главная причина этого – прежде всего синдром прифронтовой зоны (боевые действия в Чечне) и миграционная ситуация, которая, по мнению ученых, является главным источником конфликтогенности в регионе. Почему ощущения тревоги растут, когда, казалось бы, появились элементы урегулирования чеченского конфликта, когда просматривается определенная экономическая стабилизация и пик миграционной волны, вроде, позади?
Одна из версий – люди разочаровались в возможностях власти эффективно регулировать межнациональные отношения (не подтверждение ли этому непрекращающиеся стычки с разным составом участников, но неизменно национальным подтекстом?). Впрочем, как считает В. Авксентьев, от власти и не следует ждать многого. Во всем мире в подобных ситуациях она действует по принципу пожарной команды. В этих условиях серьезную часть работы, особенно на стадии профилактики конфликтов и постконфликтного урегулирования могли бы взять общественные некоммерческие организации. Собственно, обобщению их опыта подобной работы и был посвящен "круглый стол". Действительно, общественные организации делают сегодня много. Хотя могли бы еще больше: им мешают стереотипные подходы к межнациональной проблематике, оставшиеся на уровне начала 90-х годов. Что косвенно подтвердил вышеупомянутый "круглый стол". Приглашенные на него руководители национальных диаспор, общественных организаций края, прежде чем поделиться опытом "миротворчества", по привычке обрушились с упреками на власть.
Что ж, наверное, это еще одно из проявлений синдрома прифронтовой зоны. Когда мы от него избавимся? К сожалению, прогнозы ученых пессимистичны: снижения межнациональной напряженности на Ставрополье пока ждать не приходится.
19 января 2002 года