Несправедливая зарплата
Поскольку государственное регулирование заработной платы в реальном секторе экономики носит только ограничительный характер, то у предприятий появилось больше возможностей обеспечить своим работникам достойную заработную плату путем повышения технико-экономических показателей. При этом очень важно найти баланс интересов собственников и работников. Следовательно, проблему повышения уровня оплаты труда можно решить лишь путем переговоров заинтересованных сторон, т. е. через коллективные договоры и соглашения. Наиболее эффективными механизмами при этом должны стать краевое, отраслевые тарифные и территориальные соглашения.
Как показывает уже имеющаяся практика, тарифное регулирование позволяет исключить необоснованную дифференциацию в уровнях оплаты труда между различными категориями работающих, обеспечить единые подходы к индексации заработной платы и повысить ее стимулирующую функцию.
Например, в соответствии с основными обязательствами отраслевого тарифного соглашения на всех предприятиях дорожного хозяйства края применяется 18- разрядная отраслевая тарифная сетка по оплате труда. В результате разрыв между средней заработной платой крайних категорий работников не превышает 5 раз, что считается научно обоснованным соотношением.
К сожалению, предоставленное предприятиям право самостоятельно (без вмешательства государства) устанавливать размеры заработной платы во многих случаях привело к тому, что ее зачастую необоснованно завышают или занижают.
Например, в 54 организациях из 172, обследованных минтрудом края и управлениями труда и социальной защиты населения городов и районов, минимальный размер оплаты труда был ниже размера, установленного федеральным законом. Такая ситуация характерна в основном для сельхозпредприятий. Средний заработок работников в организациях, не соблюдающих установленный минимальный размер оплаты труда, едва достигает 300 рублей. В 42 организациях, в т. ч. 34 сельскохозяйственных, где не выполняется Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда", наблюдается значительная задолженность: в среднем на одного работника приходится 1,8 тыс. руб. или более трех месячных фондов оплаты труда. В большинстве из них нарушаются требования законодательства в части установления размера доплат за работу в ночное время, оплаты за работу в сверхурочное время, праздничные и выходные дни. Такие нарушения были выявлены в Новоалександровском СПА колхозе им. Ворошилова, Курском СХА (колхозе) "Эдиссейский", Новоалександровском АООТ "АК-1717", Петровском СПКК "Родина", Петровском СПКК "Заветы Ленина" и некоторых других.
Министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края был разработан проект рекомендаций по тарифному регулированию оплаты труда на всех уровнях социального партнерства. Учитывая, что работник, состоящий в трудовых отношениях с предприятием, находится в определенной экономической зависимости от руководителя, в проекте рекомендаций по тарифному регулированию оплаты труда были предусмотрены предложения, направленные в первую очередь на повышение трудовых прав и социальных гарантий работников, а также на выравнивание уровня оплаты труда рабочих и специалистов профессий (специальностей), обеспечение взаимосвязи условий, принципов, норм оплаты труда, устанавливаемых в краевом, территориальных, отраслевых тарифных соглашениях и коллективных договорах.
Эти предложения обсуждались краевой трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, но пока так и не нашли поддержки со стороны профсоюзных органов.
Но все-таки отдельные согласованные решения удалось внести во взаимные обязательства Соглашения между правительством Ставропольского края, краевыми объединениями организаций профсоюзов и работодателей на 2001-2003 годы. Так, в нем предусмотрен пункт, обязывающий руководителей организаций реального сектора экономики, где средняя заработная плата ниже величины прожиточного минимума в крае, разрабатывать совместно с профсоюзами программы ее поэтапного увеличения. Для осуществления принципа оплаты по количеству и качеству труда, оптимальной межотраслевой и внутриотраслевой дифференциации оплаты труда включены пункты, обеспечивающие удельный вес тарифной части оплаты труда в структуре заработной платы работников не менее 65%, соотношение тарифных ставок крайних разрядов рабочих не менее 1:1,8, зависимость размера оплаты труда руководителей от эффективности работы организации и уровня средней заработной платы работников и другие.
Можно согласиться с мнением, что тарифное регулирование оплаты труда не самый совершенный вариант организации заработной платы, но пока другого, более эффективного и конструктивного механизма нет. Возможно, имеет смысл по опыту некоторых регионов в развитие отдельных положений Закона Ставропольского края "О социальном партнерстве" разработать и принять в крае закон, который бы определял правовые и организационные основы тарифного регулирования оплаты труда.
16 января 2002 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
