Плохо лифтам без диспетчерских
В 1901 году в Москве был пущен первый в России электрический лифт
Сама же история лифта, которым мы так привычно пользуемся сегодня, начиналась с создания подъемных механизмов в глубокой древности. Первое упоминание о подъемной платформе, установленной внутри крепости, относится к I веку н.э. При этом римский архитектор Марк Поллион Ветрувий в своем писании ссылается на Архимеда, который еще в 236 году до н.э. построил подобный подъемный механизм. В обоих случаях пользовались силой рабов, которые вращали поворотное колесо, связанное с подъемным устройством системой канатов.
XIX век был веком паровых машин, и неудивительно, что именно она была использована в лифтостроении. Двухэтажный лифт, поднимавший посетителей на первую смотровую площадку Эйфелевой башни (высота подъема 50 метров), тоже первоначально приводился в действие паровой машиной. Водитель лифта нажимал соответствующие рычаги, и кабина медленно поднималась наверх, вызывая восторг и изумление пассажиров.
Первый электрический лифт был построен в Германии на фирме Сименса в 1880 году, и на него ходили смотреть как на чудо. Идеи, заложенные в его конструкцию, в общем виде сохранились и до наших дней. Это канатная подвеска с противовесом, управление из кабины лифта, система безопасности, основанная на ограничителях скорости и ловителях Отиса.
В дореволюционной России не существовало своего лифтостроения, и соответствующее оборудование закупалось за границей. Толчком к развитию отечественной лифтовой промышленности послужило строительство высотных зданий в Москве: Университета им. Ломоносова на Ленинских горах, гостиниц «Украина» и «Ленинградская». Высота этих зданий достигала 130 метров и требовала новых высокоскоростных лифтов.
В 1967 году в Москве насчитывалось около 20 тыс. лифтов. После принятия решения о массовом многоэтажном строительстве производство лифтов пошло нарастающими темпами и в других городах страны.
Однако на сегодняшний день наиболее мощное лифтостроение мы имеем в развитых странах: Японии, США, Канаде, Германии – там, где освоено строительство высотных зданий в 100 и более этажей.
На Ставрополье первый лифт пущен в эксплуатацию в 1918 году в грязелечебнице г. Ессентуки на Кавказских Минеральных Водах, в краевом центре – в 1963 году – в издательстве «Ставропольская правда». В 1970 году первые лифты появились в многоэтажных жилых домах в Ставрополе (ул. Октябрьская, 32) и Пятигорске (ул. Орджоникидзе, 18).
Сейчас в Ставропольском крае 339 лифтов. Однако их эксплуатация оставляет желать лучшего. Анализ выявленных нарушений правил безопасности показывает, что на многих предприятиях лифты эксплуатируются в неисправном состоянии, без проведения квалифицированных осмотров и ремонтов. В прошлом году государственными инспекторами Управления Ставропольского округа Госгортехнадзора России было проверено около 2000 лифтов, пришлось приостановить работу 122. Выявлено более 1000 нарушений правил безопасности.
Лифтовой парк стареет стремительно. На сегодняшний день 230 лифтов отработали свой нормативный срок – 25 лет. Основные их узлы и элементы, обеспечивающие безопасность пассажиров, предельно изношены и сняты с производства заводами-изготовителями. Однако замена лифтов осуществляется крайне медленно. Разработанные графики в 2000-2001 гг. не выполнены в полном объеме. Впрочем, технические экспертизы позволяют определить возможность и условия дальнейшей эксплуатации лифтов, не прибегая к дорогостоящей замене.
С помощью современных диспетчерских систем можно реализовать все требования Госгортехнадзора России и правил безопасности и снизить эксплуатационные расходы. Причем первоначально больших затрат не требуется. Достаточно оборудовать по одному пульту в районе, а затем, по мере возможности, наращивать сигналы и подключать к ним новые лифты. Такая работа ведется, но очень медленно. За 2000 г. в Ставрополе установлено три современных диспетчерских пульта и столько же в городах Кавказских Минеральных Вод. В 2001 г. в Ставрополе приобретены и смонтированы еще три пульта и один – в Пятигорске. Появился пульт, отвечающий всем требованиям правил, в Буденновске. К сожалению, ни одного комплекта современной диспетчерской связи нет в городах Невинномысске, Ессентуки, Кисловодске.
Есть и еще одна серьезная проблема: задолженность Ставрополя лифтремонтной организации ООО СУ «Ставропольлифт» составляет более 1 млн. рублей, задолженность городов Кавминвод предприятию «Кавминлифт» – более 6 млн. рублей. Фактически уже в течение нескольких месяцев лифты обслуживаются бесплатно. Поступающие деньги используются в основном на заработную плату работников специализированных организаций и налоги, а на запчасти и профилактику их не остается. По этой причине уже сейчас остановлены 12 лифтов в Ставрополе, 4 – в Пятигорске и 4 – в Кисловодске.
15 января 2002 года