Людям было неинтересно
Председатель избирательной комиссии Ставропольского края В. ЛИМАНОВ подводит некоторые итоги выборов в Госдуму края
– Виктор Иванович, выборы в Госдуму края позади. Об их итогах сказано уже много. А как бы вы охарактеризовали прошедшую избирательную кампанию?
– С одной стороны, выборы прошли без серьезных нарушений, и это радует. С другой, впервые за все последние годы они продемонстрировали небывало низкую активность избирателей. Что во многом говорит о неверии людей в то, что Дума в состоянии изменить их жизнь к лучшему. В среднем по краю в голосовании приняли участие лишь 32,29% избирателей. А в Ессентукском и Кисловодском избирательных округах явка составила всего 23,29 и 22,56 процентов, здесь соответственно выборы были признаны несостоявшимися.
– Что, на ваш взгляд, необходимо изменить в законе о выборах, чтобы избиратели активнее участвовали в процессе формирования власти?
– Знаете, дело не только в законе о выборах. Прежде всего, надо самим депутатам изменить отношение к избирателям, почаще интересоваться их жизнью и бытом, помогать людям. Вот тогда и активность ставропольцев будет соответствующая.
Что же касается закона о выборах, то, по мнению многих избирателей (и я на их стороне), было бы целесообразно, чтобы выборы считались не конституционным правом, а обязанностью. А то что же получается: из 80 тысяч избирателей округа проголосовали 20 тысяч при количестве кандидатов 10 и более. Каждый получил около 2 тысяч голосов или примерно 2,5 процента от общего числа зарегистрированных кандидатов, и такой кандидат получает право решать судьбу 78 тысяч избирателей.
Во-вторых, власть показала, что отдельные ее представители боятся народа. При принятии закона о выборах депутаты ГДСК отказались включить в проект норму о представлении сведений о доходах и имуществе, принадлежащем кандидатам на праве собственности. Тем самым избиратели лишились важной информации о кандидатах.
И, в-третьих, надо усложнить процедуру выдвижения с тем, чтобы кандидаты представляли не только самих себя, а партии с их идеологией и программами, чтобы они были подотчетны избирателям, которые в случае недобросовестного выполнения обязанностей могли бы отозвать своего избранника. Вот тогда избиратели почувствуют себя причастными к формированию властных структур и будут активно участвовать в избирательном процессе.
– Виктор Иванович, сколько было потрачено средств на выборы? И во сколько обойдутся новые выборы в тех округах, где они не состоялись?
– В среднем затраты на округ составили по 520-570 тысяч рублей, а всего по краю – около 14 млн. рублей.
Назначенные на 24 марта 2002 года выборы в Пятигорском, Кисловодском и Ессентукском округах обойдутся еще в 1,5 млн. рублей. Вот такая цена безответственности отдельных политиков и пассивности избирателей.
– Правда, что выборы в Пятигорске будут проводиться за счет личных средств главы города?
– Не совсем так. Выборы будут проведены за счет бюджета края, а Ю. Васильев будет погашать затраты из личных средств. Мы сейчас готовим материалы в суд с тем, чтобы взыскать с него 560 тысяч рублей.
– А во сколько, интересно, обошлась победа на выборах самим кандидатам?
– Самая большая сумма избирательного фонда составила 640 тысяч рублей, самая маленькая – 46,8 тысяч рублей. В целом всеми кандидатами было израсходовано 17 млн. рублей.
– А какую сумму каждому кандидату выделила избирательная комиссия края?
– По 300 рублей.
– Как известно, избранный депутатом ГДСК М. Кузьмин сложил с себя полномочия главы Ставрополя. Когда будут проводиться выборы нового главы краевого центра? И сможет ли М. Кузьмин баллотироваться на эту должность вновь?
– Дума города внесла поправку в устав, которая определяет, что в случае досрочного сложения полномочий главы выборы не проводятся, и в этом случае Дума рекомендует на должность главы администрации города того, кого считает достойным. Он будет исполнять обязанности главы администрации до окончания полномочий представительного органа. Эта поправка в устав вступает в силу с момента ее регистрации в управлении министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю.
Кстати, подобная практика в крае имеется. В частности, по такой же схеме был в свое время назначен глава администрации Железноводска. Что касается второй части вопроса, то если бы выборы были назначены, М. Кузьмин вправе баллотироваться на должность главы города.
15 января 2002 года