Пьющая женщина – знамение времени?
У нас в городе я обратила внимание на одно "злачное" место - "уголок бомжей", своеобразный лагерь, где они находятся круглосуточно. А примечателен он тем, что основной его контингент - представительницы прекрасной половины человечества – на любой вкус и цвет: и "прожжённые" старухи, и совсем молодые женщины. Несмотря на разницу в возрасте, объединяет их одно: страсть к алкоголю. Как-то раз, идя мимо, я привлекла к себе внимание одной из жительниц этого "уголка". Сначала она попросила у меня сигарету, а получив молчаливый отказ, стала задираться: "Что ты идёшь тут – вся из себя! Я такой же была, а вот видишь, что со мной жизнь сделала?". Обернувшись, я увидела довольно молодую женщину, скорее всего, ей не было ещё и тридцати, но трудно было разобрать даже её пол, не то что возраст. И мне стало интересно: "это" жизнь с ней сделала или всё же она сама сделала "это" со своей жизнью?
Пьющая женщина – это жутко: на 100 % разбитая семья, обездоленные дети, потеря работы, да и любых средств к существованию, не говоря уже о деградации самой личности – пьяная, грязная, опустившаяся, некогда прекрасная дама производит не просто отталкивающее впечатление, к нему примешивается ещё и острая, щемящая жалость.
Давно известно: женский алкоголизм страшнее мужского, и хотя, наверное, нельзя делить такую актуальную, наболевшую проблему по полам, но всё же... Женщины быстрее становятся алкоголиками, чем мужчины, им труднее справиться с этой напастью.
По мнению специалистов, это объясняется тем, что в желудке женщины ферменты, расщепляющие алкоголь, имеются в гораздо меньшем количестве, чем в мужском, в связи с этим алкоголь быстрее попадает в кровь и дольше там остаётся. В результате, если женщина регулярно употребляет алкоголь (даже в малых количествах), то он вообще не выводится из организма! А если женщина продолжает употреблять спиртное во время беременности, то алкоголь попадает не только в кровь – будущий ребёнок "пьёт" вместе с матерью.
Самое опасное, что алкоголиками становятся незаметно... Незаметно стирается грань между покорительницей сердец с бокалом в изящно согнутой руке и грязным опустившимся "некто" с мутными глазами. Между лёгкой слабостью к спиртному и тяжелейшей патологией, когда рушится весь мир, а ты не можешь собрать его вновь.
Я ещё училась в школе, когда познакомилась в компании с одной девушкой. Она была старше меня года на три, и я с присущим всем в том возрасте юношеским максимализмом возвела её сразу в ранг своего кумира. Она была очень красива: идеальная фигура, прекрасные волосы, правильные черты лица, к тому же далеко не глупа: из нашего городка смогла поступить на филологический факультет МГУ. Когда мы видели красивую жизнь только по телевизору, у неё уже было всё: роскошные машины, ужины в ресторанах, отдых в Сочи... Её всегда окружали толпы поклонников.
Естественно, ни один день не обходился без спиртного. И я с восхищением смотрела, как она, выпивая бутылку шампанского, ещё могла добавить две-три рюмки водки, при этом не просто оставаясь в "трезвом уме и твёрдой памяти", но ещё и умудряясь сразить всех своим шармом и обаянием. Потом она уехала в Москву... Через два года вернулась: из университета её исключили.
Первый шок был у меня, когда я увидела эту девушку, торгующую колбасой на Верх-нем рынке, похудевшую, осунувшуюся и как-то даже постаревшую, хотя ей было тогда только 23 года. Но по-настоящему я была поражена гораздо позже, через несколько лет. Летом, сидя в кафе с подругой, я заметила женщину в спортивном костюме, полную, с опухшим лицом и почти совершенно седыми волосами. Она сидела с каким-то мужчиной и была сильно пьяна: что-то в ее манере говорить показалось мне очень знакомым, хотя я обратила на неё внимание из-за непотребного вида и поведения. "А кто это?" – спросила я подругу. "Да это же Наташка Свердлова, что, не помнишь её? Она совсем спилась, по-моему, у неё даже цирроз печени уже обнаружили. Единственное, что удерживает её от окончательной деградации – это помощь родителей. А ведь ей только 27...". И сразу мне вспомнился пьяный восторг одного из её прежних собутыльников: "Ну, Наташка, вот это да – любого мужика перепьёт!".
А тётя Люба, наша соседка по подъезду, пить начала не от хорошей жизни. Она вышла замуж за потенциального алкоголика – он пил много ещё до свадьбы, она прекрасно это знала, но очень любила его. Сначала он был как обыкновенный среднестатистический русский мужик, "крепкий выпивоха". Когда стал приносить водку домой и пить "втихую" сам с собой, тётя Люба решила бороться с этой напастью своим способом. Сначала выливала часть спиртного и разбавляла оставшееся водой, а потом – чтобы продукт не переводить и нервы успокоить – стала и себе наливать. Тем более что после 200 граммов горячительного и в одну постель с невменяемым мужем ложиться не так противно.
Супруга быстрее мужа дошла "до кондиции": если он ещё оставался просто пьяницей, то она уже стала алкоголичкой. Но зато зажили они душа в душу, выпивая по бутылке за ежевечерней трапезой. Дочку отправили "в замужество" в пятнадцать лет, а сын попал в колонию для несовершеннолетних. Правда, тётя Люба довольно долго поддерживала имидж внешне вполне благополучной семьи: и сама выглядела неплохо, и в квартире было чисто и уютно. А потом всё как будто покатилось по наклонной: буквально за каких-то три месяца продали всё из квартиры, а ещё через три – и само жилье. Спустя ещё некоторое время я увидела бывшую соседку с протянутой рукой в переходе. Из 35-летней интересной женщины она превратилась в сморщенную, сгорбленную старуху...
Ещё одна знакомая дожила до пятидесяти, работая заведующей магазином. Выпивала ежедневно свою норму, которая колебалась от одной до двух бутылок чего-нибудь "крепенького" в зависимости от настроения. И, в общем-то, балансировала на этой грани лет двадцать, не опускаясь "до уровня канализации", но и пить не прекращая. Но прошлым летом на фоне тяжёлого алкогольного отравления случился с ней инсульт, после чего ее парализовало. И осталась она, ещё, вроде, и не старая, но больная и никому не нужная: муж ушёл давным-давно, поняв, что его супруге больше нравится "красивая" жизнь, нежели семейная, да и детям в принципе на неё наплевать, потому как мамку свою видели ежедневно и еженощно подшофе.
Да что об этом говорить... К сожалению, у каждого из нас есть подобные жуткие примеры. И встречаются они, как ни прискорбно, всё чаще и чаще.
Я вспомнила ещё одну свою подругу, которую в принципе алкоголичкой назвать трудно, но она очень близка к этому, несмотря на свой молодой возраст. И когда я пытаюсь её вразумить, внушить, что ей до пропасти один шаг, она отвечает: "А сейчас жизнь такая. Все вокруг пьют, я не могу по-другому – выбьюсь из коллектива".
Понятно, что все мы живые люди со своими слабостями и пороками. Каждой из нас хочется выпить бокал шампанского в романтической обстановке или стакан пива в хорошей компании, а бывает – и коньячок с удовольствием. И причин находится масса, а оправданий ещё больше, но как бы там ни было, отрицать бессмысленно – женщины в подавляющем своём большинстве пьют сейчас очень много.
Отчасти в этом виновата пресловутая женская эмансипация: всё больше женщин занимают высокие посты в управлении, в коммерции - это обязывает вращаться преимущественно в муж-ском кругу. А бизнес соответственно подразумевает всевозможные банкеты, а-ля фуршеты и прочие рауты, когда необходимо употреблять спиртное, чтобы не выделяться из толпы. Но, милые дамы, никто же не заставляет вас тягаться в выносливости с сильной половиной человечества! Я понимаю, что трудно остановиться, когда "хорошо", однако беда подкрадывается незаметно. Я не ханжа и не заядлая трезвенница, но, видя, как женщины пьют наравне со своими спутниками водку на вечеринке, а наутро – также самозабвенно – пиво, становится страшно.
Ещё страшнее оттого, что сейчас пьют совсем молодые: девчонки по 14-15 лет не просто "употребляют", а пьют до полной потери памяти. Недавно видела, как с городской дискотеки "Скорая" девочку увозила: она была в коматозном состоянии от тяжелейшей алкогольной интоксикации.
Хотя всё же надо сказать, что пьют наши женщины чаще всего от неустроенного быта, от жалкого прозябания. Пьют для того, чтобы хотя бы ненадолго забыть о безденежье, нереализованности, одиночестве, чтобы хотя бы на миг очутиться в мире грёз.
Но сегодняшние проблемы окажутся мизерными по сравнению с теми, к которым приводит тяга к рюмке. Нужно всегда об этом помнить.
12 января 2002 года