Власть должна помочь предпринимателям
Прежде всего хочу сказать слова благодарности в адрес рабочей группы, готовившей аналитическую записку к концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Она, на мой взгляд, содержит своевременные, дельные предложения. Безусловно, в первую очередь необходимо внести изменения в принятый еще в 1995 году федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Сегодня любые конкретные шаги региональных властей в деле развития малого бизнеса упираются в несоответствие названного закона Налоговому и Бюджетному кодексам Российской Федерации и другим нормативно-правовым актам. Более того, многие из важнейших его положений до настоящего времени не имеют разработанных механизмов реализации, хотя поручений и решений по этим вопросам было немало. Например, бизнес-инкубирование, микрокредитование, формирование системы государственных гарантий кредитования субъектов малого предпринимательства (особенно инновационных проектов), аренда и передача нежилых помещений на льготных условиях и так далее.
На встречах с представителями малого бизнеса при обсуждении проблем налогообложения и отчетности чаще всего ставится вопрос не столько о предоставлении каких-то льгот или снижении налогов, сколько о формировании простой, понятной, прозрачной и, главное, стабильной системы для малого бизнеса. Неясная, запутанная система налогообложения и отчетности отнимает порой больше времени и сил, особенно у руководителей небольших фермерских хозяйств, чем само производство. По образному выражению председателя ассоциации крестьянских фермерских хозяйств Изобильненского района нашего края, необходимы общие правила, понятные, как "Правила дорожного движения", которые проще и выгоднее исполнять, чем нарушать.
Надо отметить, что принятие в этом году федеральных законов "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", "О лицензировании отдельных видов деятельности" и "О государственной регистрации юридических лиц" реально способствует процессу устранения административных барьеров, выстроенных властями всех уровней перед субъектами хозяйственной деятельности, развитию цивилизованного предпринимательства, увеличению доли малого и среднего бизнеса в экономике страны.
Как известно, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации в октябре 2001 года подготовило "Примерную концепцию совершенствования налогообложения малого бизнеса" и законопроекты, которые были разосланы главам республиканских, краевых и областных органов власти для внесения предложений. Данная концепция имеет целью создание благоприятных условий для легализации и развития малого бизнеса при максимальном упрощении форм и процедур налогообложения и минимальном налоговом администрировании.
Тем не менее законопроекты об упрощенной системе налогообложения не освобождают налогоплательщиков от обязанности вести учет своих доходов и расходов, а также соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций. Говоря другими словами - обязанность применения контрольно-кассовых машин сохраняется. На наш взгляд, обязательное применение ККМ для плательщиков единого налога на вмененный доход и на основе патента представляется нецелесообразным и противоречит основным положениям концепции, подготовленной Министерством экономического развития и торговли России.
Особую озабоченность вызывает необходимость применения кассовых аппаратов на транспортных средствах, осуществляющих перевозку пассажиров, в частности на коммерческих автобусах и маршрутных такси. У нас в Ставрополе это вызвало волну возмущения не только среди водителей, но и пассажиров. Здесь, видимо, ввиду специфики данного вида деятельности целесообразно вернуть прежнюю систему выдачи пассажирам билетов, которые должны быть приравнены к документам строгой отчетности. В целях государственного статистического мониторинга достаточно снимать показания серии и номера билетов перед началом и по окончании работы (нахождения на маршруте). Регламентирование этого процесса должно осуществляться специальными актами правительства Российской Федерации и Министерства финансов РФ на основании федеральных законов.
Излишнее администрирование предпринимательской деятельности, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, может эффективно устраняться на основании федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" путем объединения хозяйствующих субъектов в саморегулируемые некоммерческие организации по профессиональным признакам (сферам, направлениям и видам деятельности). В связи с этим в развитие норм статьи 7 названного закона в целях их единого применения государственными органами нужно утвердить положение, распространяющее порядок проведения мероприятий по контролю только на членов саморегулируемых организаций. Данное положение должно исключить злоупотребления со стороны должностных лиц контролирующих органов и излишнюю бюрократизацию этого процесса. Тем самым мы не будем мешать тем, кто работает добросовестно, и это будет также стимулом для тех, кто еще не стал цивилизованным предпринимателем.
Для исключения разночтений и злоупотреблений в применении закона о защите прав, в том числе в процессе государственной регистрации, должны быть внесены соответствующие изменения в федеральное законодательство, касающиеся конкретизации правового положения и статуса саморегулируемых некоммерческих организаций. Власть должна повернуться лицом к предпринимателям. Несмотря на то что ситуация в малом и среднем бизнесе начинает меняться к лучшему, предпринимательство только находится на пути к тому, чтобы стать движущей силой отечественной экономики. Как тут не вспомнить пример Китая, вышедшего сегодня на передовые рубежи в экономическом развитии. А ведь "китайское чудо" - не что иное, как ставка на малый и средний бизнес изначально.
Если мы позволим и впредь ограничивать экономическую инициативу предпринимателей многочисленным контролирующим органам, которые вереницей, по своему усмотрению, проводят многочисленные проверки и тем самым вызывают негативный настрой, нам трудно будет достигнуть желаемого результата в развитии экономики страны.
Совершенно очевидно, что России нужны дальнейшие реформы в отношении развития предпринимательства, ведь ныне проводящиеся - всего лишь начало больших перемен в экономической жизни государства, и здесь свое веское слово должны сказать сообщества предпринимателей. Могу сообщить, что у себя в крае мы нашли взаимопонимание с представителями сферы малого бизнеса через создание Союза предпринимателей Ставропольского края. Эта общественная организация активно включилась в законотворческий процесс и работает с краевым правительством в режиме конструктивного диалога.