Просто о настоящем человеке
Борису Дремову, года рождения 1925-го, ученику десятого класса, не было еще восемнадцати, когда в апреле сорок третьего пошел он Родину защищать. В сорок пятом - после тяжелейшего ранения - был демобилизован, как сказано в официальных бумагах, по состоянию здоровья. За скупыми строчками медицинских документов - та самая судьба и воля к жизни, которые и вызывают ассоциации.
...Наступление в Карпатах развивалось стремительно. За два с половиной месяца пехотинец Дремов вместе со своей частью прошел почти всю Румынию. Впереди была Венгрия. Но в Трансильвании его настигли вражеские пули. Все четыре подбили его на бегу, в атаке. И все четыре - в ногу. Наступающие бойцы не заметили его, потерявшего сознание, на поле боя. Посчитали убитым. Когда он пришел в себя, сил хватило, чтобы только чуть перевязать ногу. Откуда они взялись потом, Дремов не скажет и сейчас. Но он пополз. Тело не слушалось. Нога болела, и порой казалось, что ее уже нет вообще. Он терял сознание, приходил в себя. Но полз. К исходу четвертых суток, когда на него случайно натолкнулся местный житель - румын, ладони бойца - а только на них он мог опираться - представляли кровавое месиво. Сбегал румын за подмогой, отнесли Дремова в деревню. Отмыли, покормили и сдали в медсанбат.
Из госпиталя он вышел инвалидом - левая нога стала на двенадцать сантиметров короче и перестала сгибаться в колене. И после всего он почти 45 лет проработал в прокуратуре. Да еще как проработал! К военным наградам - ордену Отечественной войны I степени и восьми медалям - прибавились грамоты Президиума Верховного Совета России, генпрокурора Союза и многие другие, именные часы прокуратуры страны, звания заслуженного юриста РСФСР и почетного работника прокуратуры... Следователь, старший следователь, прокурор-криминалист, начальник отдела, заместитель прокурора края, первый зам... Это далеко не полный перечень должностей Дремова. Они говорят о многом. Но не говорят о самом главном: как он работал с искалеченной ногой?
- Обыкновенно, - улыбается Борис Иванович Дремов. - Я и на костылях только после госпиталя ходил. Сначала на двух, потом на одном. Потом с палочкой - только не долго.
Вроде и понимаю все, глядя на этого еще и сегодня симпатичного и обаятельного мужчину, и все равно понять не могу это - самое главное. Ведь прокурорская работа далеко не всегда заключается в написании бумаг за письменным столом. Дремов никогда не позволял себя жалеть. Вел себя так, что мысль такая никому и в голову не приходила. Однажды расследовал он кражу машины зерна. Нашли вроде похищенное. Но нужно было доказать, что это именно ТО зерно. И вот Дремов с двумя кульками образцов протопал по степи... 18 километров.
Сейчас Борис Иванович Дремов на пенсии. Хотя пенсионером в привычном понимании этого слова его вряд ли назовешь. Десять уже пенсионных лет он проработал консультантом в краевом суде. А сейчас опять вернулся в прокуратуру. "Это моя жизнь, - говорит, - без этого не могу". Возглавляет совет ветеранов. Объединил 162 бывших прокурорских работника. 31 из них, как и он, участники Великой Отечественной. В общем-то, обычными и привычными делами занимаются ветераны: друг другу помогают, молодых учат.
И, наверное, просто закономерно, что совет этот возглавляет Борис Иванович Дремов, просто человек. Настоящий.