Распоряжение подписано, а закон нет
- Лариса Анатольевна, каким образом будет произведено повышение зарплаты работникам бюджетной сферы и есть ли на это средства?
- Выплатить повышенную зарплату работникам учреждений бюджетной сферы в декабре текущего года будет сложно. Обусловлено это тем, что постановлением правительства РФ "О повышении тарифных ставок (окладов) ЕТС по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" определено, что указанное повышение для работников учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, должно быть произведено за счет средств соответствующих бюджетов. При этом планируется, что компенсация дополнительных расходов бюджетов в связи с реализацией данного постановления будет произведена из федерального бюджета в размере около 30%, оставшуюся часть средств необходимо выплатить за счет средств бюджета края, что составляет примерно 123 млн. рублей.
Но в соответствии с действующим бюджетным законодательством органом федеральной власти в течение финансового года не может быть принято решение, приводящее к дополнительным расходам бюджетов нижестоящего уровня без определения источника финансирования этих расходов. Дополнительные расходы бюджета края должны быть компенсированы в полном объеме за счет бюджета РФ.
Таким образом, в этой ситуации федеральный уровень власти свои обязательства исполняет лишь частично. Учитывая, что бюджет края в текущем году принят с дефицитом, доходы, дополнительно получаемые в ходе его исполнения, направляются на погашение этого дефицита, а источника финансирования расходов на выплату повышенной заработной платы работникам организаций бюджетной сферы в полном объеме в бюджете края в настоящее время нет.
Тем не менее, понимая социальную значимость вопроса, губернатор Ставропольского края А. Черногоров подписал распоряжение о повышении зарплаты работникам организаций бюджетной сферы с 1 декабря текущего года.
Кстати, такое решение принято не всеми органами исполнительной власти субъектов РФ. Например, в Краснодарском крае предполагается повысить зарплату с 1 января 2002 года. В настоящее время правительство Ставропольского края предпринимает необходимые меры для исполнения принятого губернатором решения. В частности, оно обратилось в МФ РФ за предоставлением бюджетной ссуды на выплату повышенной зарплаты в размере 50 млн. рублей.
- То есть предполагается произвести дополнительные расходы за счет бюджета края?
- Только из дополнительных доходов, полученных в ходе исполнения бюджета, а также региональных налогов, таких, как налог с продаж, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.
- А что, кстати, с Законом "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", в который на последнем заседании депутаты Государственной Думы Ставропольского края внесли изменения? Почему губернатор его не подписал?
- Последние изменения, внесенные депутатами в закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", значительно затронули налогооблагаемую базу по данному налогу в сторону уменьшения бюджета. Его потери, по подсчетам наших специалистов, составят сумму порядка 125-150 миллионов рублей, компенсировать которую практически нечем.
Налоговая нагрузка на плательщиков - юридических лиц сокращается наполовину и по сравнению с налогообложением организаций, находящихся на обычной системе, минимизируется. Вся тяжесть налогообложения приходится на плечи налогоплательщиков - физических лиц.
Для сравнения, в Краснодарском крае автозаправочная станция в год платит единый налог в размере 450 тыс. рублей с одного пистолета. А у нас в крае около 2 тыс. рублей с квадратного метра торговой площади.
Да и те условия налогообложения, которые были приняты в нашем законе, когда торговля рентабельными товарами облагалась с применением повышенных коэффициентов, начали просто не соблюдаться, а зависеть лишь от воли того или иного человека. Что привело к тому, что в торговле с реализацией алкогольной, табачной продукции для целей налогообложения применяется коэффициент 1.0, а в торговле с реализацией фармацевтических изделий - 1.6, где уровень торговых наценок регулируется государственными органами.
Вот и возникает вопрос: а можно ли с этим согласиться? Скажу больше - сегодня мы сторонники тех депутатов, кто высказывает идею отмены единого налога на вмененный доход. И связано это прежде всего с тем, что федеральные органы установили для всех категорий налогоплательщиков - физических лиц единую ставку в 13% - независимо от того, какой доход они получают. А в нашем случае существуют различия в налогообложении в зависимости от полученного дохода.
Федеральный закон сегодня предполагает предоставление четырех видов вычетов из получаемого дохода, льготы определенным категориям налогоплательщиков, чего нет в нашем законе. Вот и сложилась ситуация, когда краевой закон стал тормозом развития малого предпринимательства в крае...
- И что предполагается делать в данном случае?
- Работать над его совершенствованием с привлечением самих предпринимательских структур, добиваться, чтобы налог стал справедливым.
Министерство финансов Ставропольского края надеется на конструктивное рассмотрение данного вопроса депутатами ГДСК и понимание необходимости изменения действующей системы налогообложения, а также разделения ответственности за принятые решения вместе с ПСК. Ведь в связи с изменением действующей системы налогообложения доходы бюджета края уменьшаются, а зарплату работникам бюджетной сферы необходимо выплачивать не только в декабре 2001 года.