Например, из проверенных 4073 автобусов, к эксплуатации зимой готовы только 3872. Не лучше обстоят дела и с грузовыми автомобилями, принадлежащими владельцам предприятий различных форм собственности. Наиболее характерные недостатки: повышенный износ шин, неисправности отопителей салонов автобусов, пониженная плотность электролита в аккумуляторных батареях, отсутствие буксировочных устройств, лопат, антифриза. В автобусах, кроме того, отсутствуют или висят устаревшие схемы опасных участков. Откровенно плохо подготовились к зиме АООТ "Зеленокумское АТП", ОАО АТП "Степновское", СПК "Соломенское", СМУПАП-1 Ставрополя, АО "Меркурий", ОАО "Арзгир-авто", Андроповский РОНО.

Не хватает и противогололедных материалов. Обеспеченность ими дорожно-коммунальных организаций равна 1107433 тоннам, это менее 89 процентов от необходимого. Снегоуборочной техники тоже не хватает. К работе готовы 615 ее единиц (82,3 процента от нормы).

Проведенные проверки и первый снегопад показали, что и многие автолюбители относятся к зимней эксплуатации своих автомобилей также безответственно.

Могу предложить ряд довольно простых, но достаточно эффективных советов, которые помогут свести к минимуму неприятные моменты в эксплуатации автомобиля с наступлением зимних холодов.

Первое – "переобуйтесь". Очень важно поставить вместо летней резину с шипами (для езды по льду и снежному накату) или без (если вы ездите зимой преимущественно по асфальту). Денежные затраты (а они будут) не идут в сравнение со здоровьем и жизнью, которые вы можете потерять.

Второе – аккумулятор. Необходимо довести плотность электролита до 1,28-1,29.

Следующий этап – масло. При выборе моторного масла следует руководствоваться несложными правилами: для нового двигателя с пробегом менее 25 процентов ресурса вне зависимости от сезона оптимальным вариантом будут жидкие масла, классов 5 №-30 и 10 №-30. С пробегом от 25 до 75 процентов ресурса зимой рекомендуются масла 5 №-30, 10 №-030. При выработке свыше 75 процентов ресурса зимой лучше использовать более густые масла класса 5 №-40 или 10 №-40.

На четвертом этапе необходимо проверить уровень охлаждающей жидкости и устранить места подтекания антифриза, т. к. с понижением температуры течь увеличится.

И еще несколько советов водителям, как себя вести на скользкой дороге.

При гололеде самое главное правило – на снегу, на льду – ничего не делать резко. Двигайтесь со второй передачи, это и безопасно, и эффективно.

Если гололед очень сильный, а возникла острая необходимость куда-то доехать – оставьте в колесах 0,6-0,7 атмосферы, если гололед умеренный – 1,0-1,2 атмосферы.

А. МАСТЕПАНЕНКО