00:00, 5 декабря 2001 года

Крутой поворот

Войска Западного фронта под командованием генерала армии Георгия Жукова вместе с войсками Брянского и Калининского фронтов остановили немецко-фашистские полчища ударной группы "Центр", стремившейся захватить Москву, и 5-6 декабря 1941 года перешли в контрнаступление, продолжавшееся до 20 апреля 1942 года. Фашистские войска были отброшены от Москвы на 100-250 километров.

Тогда в нескольких километрах от города Сухиничи наша батарея вела огонь по противнику, и там произошло, как говорили, небывалое событие. Во время стрельбы, в тот момент, когда заряжающий нес на руках снаряд к орудию, фашистский снаряд ударил совсем рядом. Оба снаряда взорвались вместе. Взрыв был страшной силы, весь орудийный расчет погиб.

Отступавшие фашисты упорно сопротивлялись, и вот правее города Ржева, взломав оборону немцев, наши две армии - 31-я и частично 29-я - устремились в горловину прорыва, но, не расширив фланги до нужных пределов, сами оказались в окружении. Части 29-й армии были расчленены и группами с боями выходили из окружения.

31-я армия заняла круговую оборону, в ее составе была часть нашего полка, вооруженная 152 мм пушками-гаубицами, это было в начале февраля 1942 года. Находясь в окружении, воины армии вели тяжелые бои в течение продолжительного времени, снабжение ее осуществлялось ночными самолетами. Там погибли мои товарищи - капитан Хомутинников и майор Чернышов. Были попытки вывести из окружения 31-ю армию, но они успеха не имели, и только в июле 1942 года была дана команда на прорыв.

Возглавлял выход генерал-лейтенант Богданов, при прорыве он был тяжело ранен. Его несли на плащ-палатке, и уже при встрече с нашими подразделениями он скончался.

Второе наступление, как бы в продолжение зимнего, началось 30 июня 1942 года. Говорили, что оно имело бы большой успех, но ливень испортил дело. Несмотря на это, наши части освободили города Зубцов, Погорелов, Городище и большое количество сельских населенных пунктов. В Зубцове мы похоронили подполковника Наума Гуриновича - белоруса, он был замечательным человеком и командиром.

Здесь не обойтись без воспоминаний о тех участках фронта, где в тяжелых кровопролитных схватках участвовал наш полк с первого дня войны - 22 июня 1941 года. В первый бой он вступил под местечком Краславой (Латвия). Гитлеровцы кричали в рупоры и сбрасывали с самолетов тучи листовок, доказывая, что армия фюрера непобедима, что уже знамена всей Европы брошены к ее ногам, а с Россией будет покончено в ближайшее время.

Помню, как на второй день войны в расположение нашего полка заскочил фашистский мотоциклист, который, видимо, понял, что не туда попал, и начал разворачиваться, но было уже поздно, в этот момент его увидел воентехник Коротков. Сняв с плеча карабин, он точным выстрелом убил фашиста. Мотоцикл достался нам в качестве трофея.

В районе города Великие Луки (это родина маршала Советского Союза Константина Рокоссовского) фашистские войска были остановлены частями Красной армии, в их числе был и наш полк. Там в течение 33 суток шли тяжелые кровопролитные бои. За это время город, известный с 1166 года, был почти полностью уничтожен. Он переходил несколько раз из рук в руки, и в нем только на окраине уцелело несколько домов. Тем не менее планы фашистов на ускоренное продвижение к Москве и ее захват были сорваны.

Несбыточной мечтой Гитлера остался парад фашистских войск на Красной площади (Гитлеру даже белого коня успели приготовить), фельдмаршалы третьего рейха, рассматривавшие Москву сквозь мощные бинокли и планировавшие пир победителей, оказались или в нашем плену, или на виселице.

Черным своим крылом задела война почти каждую нашу семью. Мы с женой, Любовью Васильевной, потеряли тогда пять человек, в их числе троих родных братьев жены.

Вечная им память.

Иван ЗГОННИК