Поет балалайка, звенит балалайка...
Для тех, кто совсем не имеет представления о том, что такое жалейка и кугитлы (кувычки, кувитлы), и вообще не просвещен в плане существования русских народных духовых инструментов, скажем: кугитлы - это несколько соединенных меж собой деревянных трубочек, а жалейка – это дудка с коническим наконечником из коровьего рога. Оба инструмента издают в руках мастеров удивительные звуки. А отличие их в том, что кугитлы - единственный духовой инструмент, на котором на Руси дозволялось играть женщинам.
С этого началась наша беседа с удивительным человеком, руководителем детского народного оркестра "Бубенцы", заслуженным артистом России Виктором Александровичем Ласковым - Виксанычем, как называют его друзья и поклонники.
Мы сидели в небольшой комнатушке ДК железнодорожников в Минводах. Галдели мальчишки, обступив своего руководителя - дирижера, режиссера, музыканта, учителя, няньку в одном лице. Выскакивали из-под ног планки старого паркета, с не очень привлекательных стен глядели портреты музыкантов, в ряд стояли видавшие лучшие времена стулья, ребята отстукивали по столу ритм - домашнее задание. Глядя на эту более чем скромную обстановку и вспоминая великолепный юбилейный концерт, случившийся накануне нашей с Виксанычем беседы, я удивлялась, как удается в условиях откровенной нужды растить талантливых ребят, добиваться высочайшего класса игры на труднейших инструментах. Чем увлек мальчишек-подростков их учитель, какие слова нашел, чтобы они брали в руки рожки и жалейки и с горящими глазами пели песню "Во кузнице"?
Замечу: мальчишки занимаются не в музыкальной школе, а в кружке, на добровольных и бесплатных началах. То есть, профессионализм их исполнительского мастерства как бы не предусматривается. Но без него не был бы тогда оркестр народным. И не был бы оркестром, если бы не любил детей, если бы не знал так глубоко исконно русское народное творчество этот удивительный Виктор Ласков.
Cегодня увидеть и услышать игру на русских духовых инструментах уже почти невозможно даже в плане взаимоотношений зритель-исполнитель. Молодое поколение сегодня смотрит концерты "Бубенцов" как экзотику.
- Обидно. Национальное искусство ушло на второй план. И ушло только у русских. Эта цементирующая нация перестала ощущать себя нацией, как таковой, - размышляет Виктор Ласков.
И он прав. В любой из республик Северного Кавказа, Закавказья национальные мелодии звучат по радио и телевидению ежедневно, из автомобиля любого кавказца можно услышать их родные мотивы.
Кстати, оркестры русских народных инструментов есть практически во всех странах мира и состоят они не из русских эмигрантов, а из местных коренных народов: настолько велик за рубежом интерес к нашей культуре. А на конкурсе в Болгарии, как вспоминает В. Ласков, оркестрантам впервые довелось услышать песню "По Дону гуляет казак молодой" в полном объеме - все 28 куплетов. Именно столько их в действительности, а не четыре, как обычно поется на русских застольях. И исполнили эту песню болгары.
Поэтому, когда видишь на сцене 10-17-летних мальчишек, азартно отплясывающих с дудками, балалайками, бубнами и прочими музыкальными "атавизмами", невозможно не проникнуться к ним огромным уважением за то, что осмелились (нередко вопреки насмешкам "продвинутых" сверстников) посвятить себя изучению и пропаганде русского творчества.
В жизни "Бубенцов" был такой любопытный момент. В Москве начинался Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В составе "Бубенцов" были четыре артиста, которым в этот же период предстояло сдать экзамены на аттестат зрелости в школе, отгулять на выпускном вечере, подготовиться к поступлению в институт и сдать вступительные экзамены. В жизни любого человека этот период - один из самых ответственных. Но мальчишки, а также их родители приняли иное решение: подводить оркестр нельзя, надо ехать в Москву. На 45 дней.
Выступили там блестяще. Но вот с институтами "пролетели". После фестиваля двое сразу "загремели" в армию, двое сдали документы в ПТУ, чтобы закончить хотя бы его с красными дипломами и на будущий год поступать наравне с медалистами.
Если бы такая экстраординарная ситуация случилась сегодня, ни родители, ни дети такой подвиг во имя коллектива не совершили бы. Не то время. Не тот дух. Впрочем, и фестивалей таких, чтобы ради них хотелось на карту поставить своё будущее, тоже давно не проводилось. Канули в Лету агитпоезда, в которых "Бубенцы" ездили с концертами по городам Ставрополья, по колхозам. Одно за 25 лет существования оркестра осталось неизменным: из мальчишек-трубадуров вырастали прекрасные люди.
Виксаныч не оригинален, утверждая, что не больницы для наркоманов надо строить, а больше клубных учреждений, где были бы секции, где мальчишки могли бы сами участвовать в творческом процессе. Известная истина: когда результат коллектива зависит и от тебя лично, появляется чувство ответственности. Не пришел на репетицию - подвел всех. Больной, хромой - должен прийти. Так воспитывает мальчишек Ласков. Оттого и растут ряды выпускников оркестра, которыми "Бубенцы" от мала до велика гордятся: профессора, генеральные директора предприятий, профессиональные музыканты. Некоторые нашли себя за границей, где виртуозы в особой цене.
Но пока таковыми станут сегодняшние подростки, Виксанычу надо каждого выучить, обласкать, найти сильные и слабые стороны, поддержать и удержать от падения по наклонной. Переходный возраст - дело непростое. Ему нужны кумиры. И сделать кумиром русскую балалайку, согласитесь, сродни нравственному подвигу. Надо самому в совершенстве владеть всеми инструментами, глубоко знать и любить русскую историю и культуру. Не хочу употреблять слов "патриотизм", "самоотдача", еще каких-то возвышенных комплиментарных выражений. Применительно к "Бубенцам" они кажутся неискренними, хотя изначального смысла не теряют. Тот, кто по-настоящему делает важное дело, не терпит славословия, не умеет принимать похвал и по большому счету не верит им. Возрождение духа русского народа - звучит громко, но это и есть то большое дело, которое делают несколько десятков минераловодских мальчишек вместе с наставником.
А еще не менее важное дело - воспитание ребят мужчиной-педагогом. Сегодня таковых днем с огнем не найдешь. Директора в школах - женщины, завучи - тоже, даже учителя физкультуры - женщины. Будут ли они понимать вечно крученых мальчиков? На уроках должна быть тишина, на переменах - чинные прогулки, в тетрадках - идеально, на лице - печать благонравия. Никаких собственных мнений, никаких самоутверждений. Такими хочет видеть школа будущих мужчин?
Так что Виктор Ласков - последний из "могикан" не только в преломлении отношения к культуре и искусству Руси, но и в воспитании юношей.
Я была поражена их лицами. Не только я, оказывается. Эту особенность "Бубенцов" отмечают в ходе концертов многие. Красивые, живые, одухотворенные лица у этих мальчишек. И изумительные глаза. Пожалуй, именно они придают лицам эту особую красоту. Ее природный вариант без внутреннего содержания быстро увядает. Если в душе пусто, глаза выдадут эту тайну мгновенно. Когда душа светла и напряженно работает над собой, глаза и лицо чисты, молоды и красивы независимо от числа прожитых лет. Вот, почему сам Виктор Александрович так ярок внешне – выходец из беднейшей семьи, он манерой поведения и блестящей речью не отличим от потомственного русского дворянина (чувствуется стиль, приобретенный во время учебы в Ленинграде). С гордостью и достоинством несет он свой просветительский, музыкальный и воспитательский "крест". И лучшего примера для мальчишек трудно найти.
А ведь приходят в "Бубенцы" дети разные. И по социальному статусу, и по музыкальным данным. Те, что с идеальным слухом - на вес золота. Но место в сердце наставника, так же как в репертуаре и на сцене, находится всем. И зрители на концерте никогда не подумают, что среди исполнителей есть ребята, которым никак не удается побороть робость, развить чувство ритма. Главное, чтобы артист был надежным человеком, частью коллектива.
Жаль, подошло к концу время беседы. Виктор Александрович собирал ребят на выступление с концертом в санатории. Это и тренинг, и необходимость зарабатывать средства. На юбилейном концерте только один подарок позволил снять финансовое напряжение: руководство СКЖД выделило оркестру средства для оплаты затрат на пошив костюмов (дорогущие и редкие инструменты, как правило, приобретаются самим Виктором Ласковым. Где удастся и за сколько сговорится).
"Бубенцы" гастролируют по Кавминводам постоянно, повергая в шок отдыхающую публику. Изумление, овации, восхищенные отзывы - это стало частью жизни мальчишек. Но, что важно, не проросло "звездной болезнью". Научил их Виксаныч работать на общий результат, любить Россию и петь ее песни.