Как выживают печатные СМИ в настоящее время
Сколько «стоит» журналист?
На тему умрут ли печатные СМИ не высказывался только ленивый. Пришел и мой час. Глубоко убеждена, что газеты в печатном, привычном варианте все-таки выживут. И не только потому, что читающее старшее поколение еще будет жить долго - до нового срока выхода на пенсию, и не потому, что сегодняшние молодые рано или поздно вновь научатся читать печатные буквы. Думаю, печатные СМИ настолько в традициях – не побоюсь этого слова – человечества, что не умрут никогда. И еще: есть такое не сильно распространенное, но стойкое мнение, что те, кто читает газеты, управляют теми, кто смотрит телевидение.
А вот с самой журналистикой и журналистами дело сложнее. И со ставропольскими в том числе.
Почти два года назад, когда вернулась с фестиваля журналистов «Вся Россия - 2016», казалось: вот «нахваталась» новых идей, опыт коллег изучила, теперь все пойдет по-новому. Вернулась и оказалась в старом ярме, которое и шею трет, и на спину давит. Собрала материалы из Воронежа, где газетам финансируют и бумагу, и полиграфию, и коммунальные расходы, отнесла их в правительство края. Мне сказали: у нас так нельзя. Я, наверное, плохо понимаю в политической экономии и экономической политике. Так что вопрос, почему можно в одном регионе и нельзя в другом, для меня так и остался открытым.
А ведь никуда не денешься. Говорят, иди в другую газету работать. А там что, лучше? Вакансии в СМИ есть. Только из-за мизерной зарплаты они не заполняются годами. Не будем заглядывать в чужой карман и уточнять понятие «мизерные», но зарплаты журналистов, судя по некоторым источникам, меньше, чем у секретаря и офисного менеджера - менее 20 тысяч рублей. И они год от году отнюдь не увеличиваются. По данным HotWork, cредняя зарплата для профессии «корреспондент» в Ставропольском крае составляет 8 тысяч рублей, что на 41 процент меньше, чем в среднем по России.
Причины - системные. При том что газета, если это настоящая газета, воспринимается читателями как публикующая проверенную информацию, за которую отвечает журналист, скажем так, нанятый обществом. Это теория. На практике мы опять поставлены в положение подручных власти, которая оплачивает работу журналистов и СМИ только в рамках, очерченных контрактом.
Оброк или грант?
Поэтому главным на пленуме Союза журналистов Ставрополья стал вопрос «О создании системы грантовой поддержки в Ставропольском крае». С докладом выступил Алекскандр Емцов, главный редактор газеты «Ставропольские ведомости».
Он отметил:
- Системы государственной поддержки, достаточно развитой сегодня применительно к большинству сфер бизнеса, а также к некоммерческим организациям, пока не существует в отношении средств массовой информации Ставропольского края.
Нет, в каком-то виде финансы в СМИ поступают. Преимущественно через госконтракты. Для несведущих: это такая «отработка» журналистов перед властью по темам, которые та задает. Не выполнишь эту отработку, газета не получит денег.
Александр Емцов подчеркнул, что да, редакции получают бюджетные средства, но как платежи за информационные услуги, суть которых – в нужном ключе повествовать о работе органов власти края. Это и есть контракты. На довольно скромные суммы, отметим. Они заключаются на основании Федерального закона о госзакупках, то есть на конкурсной основе. Сложившаяся практика не дает редакциям главного – гарантии получения средств. У существующей системы к тому же довольно неудобная отчетность. Немалое количество времени отнимает согласование текста, например, сначала с автором интервью, а затем еще и с контролирующими контракт работниками. И там, и тут, естественно, правят. Отсюда и возникающее порой непонимание между творцами и контролерами.
Надо ли говорить, что журналистские материалы всегда шире, их трудно уложить в прокрустово ложе властных требований. А если все же укладываешь, то получается неинтересно и скучно. Материал достигает как раз противоположной цели – рассказывает, как неинтересно работает правительство во главе с губернатором.
Скажете, что и этот «оброк» можно сделать интересным? Делаем. Но творчеству в рамках заданного «урока», согласитесь, трудно. Вот и падает уровень всей ставропольской журналистики. И с этим не надо спорить. Это факт. И вопрос здесь и финансовый, и творческий. Так что спасать нужно не только газеты, убеждена я, но и журналистику.
Как? Системой грантов от власти. Газета, в конечном итоге, не бумага с информацией, а ее чары. Читатели покупают не газету-бумагу, а произведения авторов, которым они верят. У нас таких авторов мало осталось, что грустно констатировать. Еще раз повторюсь, покупают и читают газету не саму по себе, а газету, содержащую уникальный контент уникальных авторов.
Нынешняя практика могла бы быть полностью или частично заменена системной грантовой поддержкой и системой субсидирования СМИ, сделал вывод и докладчик. И четко обосновал его.
Неформатная помощь
Сегодня уже есть президентские гранты поддержки прессы. Гранты от Правительства Российской Федерации и отдельных федеральных министерств и ведомств. От различных некоммерческих фондов. Участники пленума предлагают учредить такие же гранты для СМИ и журналистов от имени губернатора, правительства края. Такие выплаты уже есть для некоммерческих организаций. А журналистов, получается, приписали к сословию коммерсантов?
- Грантовая поддержка, - подчеркнул А. Емцов, - это в нашем деле прежде всего поддержка тем журналистских материалов, тематических редакционных разработок.
Правительство могло бы или само предлагать темы грантов, или выбирать их из предложенных журналистами. А выделение на такие гранты нескольких десятков миллионов в год могло бы стать реальной поддержкой для СМИ в сегодняшних непростых условиях. Прежде всего для изданий, разрабатывающих актуальные для края темы всесторонне и широко, оказывающих тем самым поддержку и правительству в его работе по управлению краем. То есть для изданий публицистической и аналитической направленности, стимулируя таким образом их развитие.
Это принципиальное, как мне кажется, положение. Информацией мы все сыты, найти ее не представляет никакого труда. А вот статей, анализирующих эту информацию и проблемы на уровне края или даже муниципального образования, явно не хватает. И располагают ли газеты и журналисты возможностью размышлять? Увы, в региональном срезе часто - нет. Ставрополье здесь не исключение, а типичное проявление общероссийской ситуации. Аналитика может быть опубликована в большинстве своем только в печатных СМИ, в которых есть свободная от контракта площадь и свободное время у журналиста, который не завален «текучкой». Можно спорить с таким посылом, а можно с ним согласиться, но интернетные публикации, как показывает практика, не способствуют «размышлизмам».
Привлекательное и недостижимое
Более привлекательна для редакций система субсидирования СМИ из бюджета, которая применяется в некоторых субъектах Российской Федерации. А. Емцов взял для примера Ленинградскую область, сопоставимую по расходной части бюджета со Ставропольским краем. Действующую там систему отличает прежде всего надежность, гарантии поступления средств, чего сегодня так нам не хватает и чего лишена действующая у нас пока система. По примеру Ленобласти порядок предоставления субсидий должен быть оформлен документом регионального правительства. Докладчик предложил порядок, как и кому могут быть предоставлены субсидии. Он будет подробно изложен в письме к губернатору края Владимиру Владимирову. Которое сейчас готовят члены правления Союза журналистов Ставрополья.
Субсидировать можно и затраты на полиграфическое производство и на приобретение программного обеспечения для редакционно-издательского процесса и стоимость бумаги, и еще многое другое, то есть самые основные расходы, связанные с производством тиража. Коллективу останется заработать себе на заработную плату, налоги, связь, транспорт, коммунальные услуги и аренду помещения, если нет собственного.
Было бы желание помочь СМИ! Кажется, оно у ставропольских властей появляется. По словам выступившего на пленуме СЖС начальника управления информполитики правительства края Вячеслава Мелешихина, у правительства в плане грантовой поддержки СМИ есть свои наработки.
А примеры такой поддержки можно множить и множить. В Смоленской области до 2007 года отсутствовала единая форма редакций районных газет, что создавало самые разнообразные проблемы, в том числе по финансированию, зонам ответственности и т. д. Впоследствии было принято решение о преобразовании редакций районных газет в муниципальные унитарные предприятия, в том числе для выработки алгоритма их финансирования. В итоге сложилась практика погашения доли обязательств большинства муниципальных образований также за счет средств областного бюджета.
В конце 2014 года большинство редакций районных газет являлись убыточными. Перед изданиями встала угроза приостановления деятельности, нарастания долгов, невыполнения своих обязательств перед подписчиками. На сегодняшний день районные газеты взяты на финансирование администрацией области. Местная пресса нуждается в поддержке, и эта поддержка ей оказывается.
На Ставрополье же преобразование районных газет, кроме расходов на переименование, на мой взгляд, мало дает в финансовом плане, в плане поддержки. А сохранить газеты нужно, в первую очередь, в интересах ставропольчан. Думаю, что для жителей районов местная пресса наиболее интересна и востребована, поскольку это единственный источник информации о том, что происходит на территории муниципального образования, на их родной земле.
На заседании пленума СЖС были обсуждены также возможности вхождения местных телевещателей в цифровые мультиплексы, создания Дома творческих союзов в Ставрополе.
11 июля 2018 года