06:23, 27 мая 2016 года

Художник Василий Смирнов. В его работах – радость светлого бытия и торжество жизни

Василий Иванович родился в селе Губачеве Угличского уезда Ярославской губернии, но судьба его тесно связана со Ставрополем. Все мужчины в их семье – оба деда, отец Иван Иванович, старший брат Петр – были сельскими священниками. Это определило юные годы Василия: окончив духовное уездное училище, он был направлен для продолжения учебы в Ярославскую семинарию. В 1860 году живший в нем с детских лет интерес к рисованию привел-таки юношу в Петербургскую императорскую академию художеств. Здесь за время обучения Смирнова дважды награждали серебряными медалями второго и первого достоинства за этюды с натуры. По окончании курса наук в сентябре 1870 года он получил диплом «на звание классного художника третьей степени… за отличные успехи в живописи с присвоением права на чин XIV класса».

Два года молодой живописец оставался свободным художником без постоянной работы. Средства для жизни в Северной столице приходилось добывать кистью. А когда в Ставрополе открылась вакансия учителя рисования и черчения, то в январе 1873 года Василий Иванович переехал в губернский город. Дочь художника Нина Васильевна вспоминала: «По словам отца, его соблазнила тогда регулярная ежемесячная зарплата, свободное лето – каникулы, во время которых он мечтал о путешествиях по России и загранице. Красоты гор, море, солнце хотел он видеть, но и это ему не улыбнулось в должной мере – на этюды он ездил несколько раз только на Воды. Из Ставрополя один раз в восьмидесятых годах ездил отец в Петербург, заехав в этот раз и на родину…». (Речь идет о командировке на каникулярное время 1884 года в Петербург и Москву для ознакомления с методами преподавания рисования в специальных школах. – Прим. автора.)

В Ставрополе Смирнов вел классы в первой мужской классической гимназии и реальном училище. В 1881 году Василий Иванович женился на дочери коллежского асессора Скляревского Анисье Федоровне, покорившей супруга музыкальным слухом и прекрасным голосом.

Василий Иванович отдал преподаванию сорок пять лет, всю душу вкладывая в своих учеников. Впрочем, и заботы о большой семье (восемь детей, девятый ребенок, Анечка, умерла в младенчестве от скарлатины) отнимали у него много времени. Василий Иванович вынужден был брать заказы на художественные работы, а также имел дополнительные уроки в духовной семинарии и женской гимназии.

В 1892 году Смирновы поселились на Александровской улице (сегодня ул. Дзержинского, дом 105, музей-усадьба В.И. Смирнова). От их дома в три окна с цокольным этажом, с резными ставнями, открытой галереей на деревянных столбах, от ухоженного сада с колодцем и беседкой веяло благополучием и уютом. Когда приходили гости, хозяин дома, эффектный мужчина с седой вьющейся бородой, рассаживал всех в гостиной, где стояла мягкая ореховая мебель, купленная еще в холостяцкие годы. На стенах висели его картины: «Дама с перчаткой», «Горный пейзаж», «Две головки итальянок», акварель «В чаще леса», пейзажи «Тифлис» и «Эльбрус». У зеркала стояла фарфоровая статуэтка «Мальчик с мячом». Пепельница-раковина дивной итальянской работы, говорят, считалась в семье талисманом.

Время незаметно пролетало в теплой беседе, которая часто затягивалась допоздна. Наговорившись вдоволь, гости переходили в зал и усаживались возле рояля. В то время не было электричества, и Василий Иванович придавал большое значение освещению. В гостиной висела лампа в виде белого матового тюльпана, а в зале у рояля лампа в виде шара крепилась на кронштейне. В остальных комнатах стояли подсвечники из розоватой меди. В своем письме к сестре Нине Дина Васильевна Смирнова трогательно вспоминала детство в Ставрополе: «Сегодня в Москве чудесная зима, все в инее, тихо и морозно, как когда-то давным-давно было на Рождество! Я в эти дни обхожу сердцем весь наш день прежний, как прекрасно в нем! Помнишь, как папа спускался со ступенек и шел медленно вокруг комнат, чтобы посмотреть, что мы делаем, и скажет: «Что же ты, матушка, так неудобно села, ведь свет у тебя за рукой».

К успехам гимназистов Василий Иванович относился с большим вниманием и поддерживал с ними дружеские отношения даже после выпуска из гимназии. Любимым учеником художника-педагога был Коста Хетагуров. Известный поэт, художник, публицист был привязан к семье Смирновых с юных лет. Он ежедневно бывал на квартире своего учителя, который занимался с талантливым мальчиком академическим рисунком. Позднее знакомство переросло в большую дружбу. В канун 1898 года Коста в письме к Смирновым из Петербурга прислал трогательное стихотворение «Детям В.И. Смирнова»:

Стук, стук!..

Кто там?

Отворите…

Кто ты?

Свой… Ну вот, смотрите…

Я пришел Христа пославить,

Всех вас с праздником поздравить:

Васю, Дуню, Нину, Лишу,

Гимназистов Сашу, Мишу,

Галю, строгую артистку,

И Катюшу-гимназистку:

Коли праздник – веселитесь,

А коль дело – не ленитесь!

Будьте ласковы, сердечны,

И тогда – друзья мы вечны.

А теперь за поздравленье

Дайте к чаю мне варенья!

Вышло коротко и просто…

До свиданья! Друг ваш Коста.

В 1913 году общественность Ставрополя тепло отметила 40-летие педагогической деятельности В.И. Смирнова, завоевавшего огромный авторитет и уважение своим талантом, верностью искусству и ученикам. Художник оставил необыкновенно выразительные образцы живописи и графики, выполненные акварелью, карандашом, маслом. Радость светлого бытия, торжество жизни – мотив большинства работ Василия Ивановича Смирнова. Он ушел из жизни майским днем 1922 года. Могила его на старинном Успенском кладбище, к сожалению, не сохранилась. А вот память в народе живет – такая же добрая и светлая, каким был он сам.

Виктор КРАВЧЕНКО, член Союза писателей России
«Радость светлого бытия»
Газета «Ставропольская правда»
27 мая 2016 года